Пояснительная записка Рабочая программа движения» дополнительного образования «Юные инспектора дорожного разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на основе следующих нормативных документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273 – ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"; - Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17». Цель программы «Юные инспектора дорожного движения» — вовлечь учащихся 10—17 лет в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Занятия проводятся два раза в неделю. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе занятий обучающиеся получают знания и навыки о безопасных правилах поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций. Рабочая программа составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ СОШ №17. Занятия проводятся в объеме 34 часов при нагрузке 1 час в неделю. В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 28 октября 2002 г. №129-ФЗ, ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ), ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О пожарной безопасности", ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гражданской обороне", ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 26 июля 2017 года), №196–ФЗ и др. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Возраст обучающихся — все желающие 10 – 17 лет; Продолжительность освоения программы — 1 год(34 часа); Продолжительность одного занятия – 40 минут; Направление: спортивно-оздоровительное. Цели и задачи реализации программы: Цели: • понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности; • уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти; • антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека; • готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию; • привить устойчивые навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации; • вовлечь обучающихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма; • познакомить обучающихся с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Задачи: - изучить правила безопасного поведения на дороге, улице с учетом возрастных особенностей обучающихся; - обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; - формировать чувство ответственности за личную и общественную безопасность; - познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД; - дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма; - развивать коммуникативные качества личности для ответственного и осознанного поведения во время экстремальных ситуаций; - привитие навыков оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях; - научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; - развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей. Главными задачами обучения в школе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Планируемые результаты внеурочных занятий «Юные инспектора дорожного движения» Выпускник научится: - классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; - классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; - предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; - безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; - безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; - безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; - безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; - адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; - соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; - соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; - соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства; - безопасно использовать средства индивидуальной защиты; - классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; -классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; - предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; - оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; - характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; - классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; - планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; - адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; - выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; - безопасно использовать ресурсы интернета; - анализировать состояние своего здоровья; - определять состояния оказания неотложной помощи; - использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; - классифицировать средства оказания первой помощи; - оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; - извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; - оказывать первую помощь при ушибах; - оказывать первую помощь при растяжениях; - оказывать первую помощь при вывихах; - оказывать первую помощь при переломах; - оказывать первую помощь при ожогах; - оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; - оказывать первую помощь при отравлениях; - оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; - оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: - безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; - классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; - готовиться к туристическим поездкам; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; - анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; - анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; - безопасно вести и применять права покупателя; - предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; - характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; - классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; - классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; - оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; - оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; - оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; - оказывать первую помощь при коме; - оказывать первую помощь при поражении электрическим током; - использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; - усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; - творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. Содержание курса внеурочных занятий отряда «Юные инспектора дорожного движения» 1. Понятие об участниках дорожного движения Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. 3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Практическая работа: подготовка велосипеда к походу. 4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. 5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами. 6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. 7. Профилактика детского дорожного травматизма Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке. Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения. 8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения. Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п. 9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение соревнований. 10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения. Практическая работа: проведение выступлений агитбригады. Учебно-тематический план внеурочных занятий «Юные инспектора дорожного движения» № п/п 1-2 Темы Понятие об участниках дорожного движения 3-10 Правила безопасного поведения на дорогах и улицах 11-17 Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста 18-19 Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда 20-21 Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта 22-23 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 24-25 Профилактика детского дорожного травматизма 26-27 Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения 28-32 Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» 33-34 Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий № занятия «Юные инспектора дорожного движения» Дата К- проведения во Виды деятельности ча (элементы содержания, со контроль) Тема занятия план факт Планируемые результаты ( метапредметные УУД, личностные УУД) в 1 сент Понятие об Беседа с учащимися о Понимание роли и значения участниках ПДД. Просмотр фильма, знаний ПДД в дорожного (теоретич). формировании личностных 2 движения 2 3 сент Правила окт безопасного нояб качеств, в активном 8 решение ситуационных включении в ЗОЖ, задач укреплении и сохранении поведения на индивидуального здоровья; дорогах и овладение системой знаний улицах о ПДД Освоение 7 Игры, решение систематических применени дека 4 5 6 7 янва янв фев фев навыков ситуационных задач, ях с различной безопасного викторин функциональной движения направленностью. пешехода и Формирование умений велосипедиста осознанного построения Освоение 2 Беседа , игры, викторина, речевого высказывания в приёмов устной форме. Отвечать на профилактиче простые вопросы учителя, ских и находить нужную ремонтных информацию в учебнике и работ дополнительной литературе. велосипеда Развиваем умения извлекать Правила 2 Беседа , игры, викторина, информацию. безопасного решение ситуационных Моделирование, выбор дорожного задач наиболее эффективных движения способов решения пешеходов и предложенной автотранспорт ситуации. Анализ ситуации. а Правила предупреждения Оказание 2 Беседа , игры, викторина, травматизма во время первой решение ситуационных занятий. доврачебной задач Формирование стартовой помощи мотивации к изучению пострадавшим нового; ориентирование в в ДТП информационном простран- Профилактика стве. детского до- Выявлять сущность, рожного 2 особенности объектов. На основе анализа объектов травматизма 8 март Подготовка и проведение 2 Игры, решение ситуационных задач делать выводы. Определять цель игр и выполнения заданий на конкурсов занятиях, в жизненных юных зна- ситуациях под руководством токов учителя. правил Участвовать в диалоге на дорожного занятиях и в жизненных движения 9 10 апр май ситуациях. Отвечатьвопросы Игры, решение учителя, товарищей по проведение ситуационных задач , классу. соревнований соревнования Освоение начальных форм Подготовка и 5 «Безопасное познавательной и колесо» личностной рефлексии. Выступление Формирование умения агитбригады планировать, юных контролировать и оценивать инспекторов различные ситуации; дорожного определять наиболее движения эффективные способы решения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве 2 разнообразии.Формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, ответственности. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе знаний о ППД. Развитие осознанных навыков езды на велосипеде в соответствии с ПДД, профилактики травматизма. ИТОГО: 34