Рабочая программа доп. образования ЮИД

Пояснительная записка
Рабочая программа
движения»

дополнительного образования

«Юные инспектора

дорожного

разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта (ФГОС) на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273 –
ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №
1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,
утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования";
- Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».
Цель программы «Юные инспектора дорожного движения» — вовлечь учащихся 10—17
лет в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с
содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Занятия проводятся два раза в неделю.
Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся
общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе занятий обучающиеся получают знания и навыки о безопасных правилах поведения на
дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций.
Рабочая программа составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ СОШ
№17. Занятия проводятся в объеме 34 часов при нагрузке 1 час в неделю.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера» от 28 октября 2002 г. №129-ФЗ, ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ), ФЗ от 10
января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от
29.07.2017) "О пожарной безопасности", ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О
гражданской обороне", ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 26 июля
2017 года), №196–ФЗ

и др.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на
базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.
Возраст обучающихся — все желающие 10 – 17 лет;
Продолжительность освоения программы — 1 год(34 часа);
Продолжительность одного занятия – 40 минут;
Направление: спортивно-оздоровительное.
Цели и задачи реализации программы:
Цели:
• понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и
общественной ценности;
• уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека,
правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
• антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их
нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
• готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию;
• привить устойчивые навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации;
• вовлечь обучающихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма;
•

познакомить обучающихся

с содержанием работы специалистов, обеспечивающих

безопасность дорожного движения.
Задачи: - изучить правила безопасного поведения на дороге, улице с учетом возрастных
особенностей обучающихся;
- обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать чувство ответственности за личную и общественную безопасность;
- познакомить с работой современных технических устройств, используемых в
различных службах ГИБДД;
- дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного
травматизма;

-

развивать

коммуникативные

качества

личности

для

ответственного

и

осознанного поведения во время экстремальных ситуаций;
- привитие

навыков оказания первой необходимой помощи в различных

жизненных ситуациях;
- научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях;
- развить

природные задатки,

способствующие

успеху в

социальном

и

профессиональном самоопределении детей.
Главными задачами обучения в школе являются развитие у детей чувства ответственности за
свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих,
стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и
навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Планируемые результаты внеурочных занятий
«Юные инспектора дорожного движения»
Выпускник научится:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
-классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;

- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
- анализировать состояние своего здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
- извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при растяжениях;
- оказывать первую помощь при вывихах;
- оказывать первую помощь при переломах;
- оказывать первую помощь при ожогах;
- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
- оказывать первую помощь при отравлениях;
- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
- оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять права покупателя;

- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую
и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на
состояние своего здоровья;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
- оказывать первую помощь при коме;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
-

использовать

для

решения

коммуникативных

задач

в

области

безопасности

жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для
доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.

Содержание курса
внеурочных занятий
отряда «Юные инспектора дорожного движения»
1. Понятие об участниках дорожного движения
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и
регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным
дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Правила

для

пешеходов

и

водителей транспортных
средств.

Виды

перекрёстков

и

правила

разъезда

на

них. Ответственность за

нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных
дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.
Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор
дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические
основы устойчивости
двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях
площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в
практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными
экзаменаторами.
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная
помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы

остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила
транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной
помощи пострадавшему.
7.

Профилактика детского дорожного травматизма Виды и назначение автогородков.

Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического
оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения
на занятиях в автогородке.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.
8.

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного

движения
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам
безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных
средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т.
п.
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение
соревнований.
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных
инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.

Учебно-тематический план
внеурочных занятий
«Юные инспектора дорожного движения»

№ п/п
1-2

Темы
Понятие об участниках дорожного движения

3-10 Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
11-17 Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
18-19 Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
20-21 Правила

безопасного

дорожного движения пешеходов и автотранспорта

22-23 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
24-25 Профилактика детского дорожного травматизма
26-27 Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения
28-32 Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
33-34 Выступление

агитбригады юных инспекторов дорожного движения

Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий

№

занятия

«Юные инспектора дорожного движения»
Дата

К-

проведения

во

Виды деятельности

ча

(элементы содержания,

со

контроль)

Тема занятия
план факт

Планируемые результаты
( метапредметные УУД,
личностные УУД)

в
1

сент

Понятие об

Беседа с учащимися о

Понимание роли и значения

участниках

ПДД. Просмотр фильма,

знаний ПДД в

дорожного

(теоретич).

формировании личностных

2

движения
2

3

сент

Правила

окт

безопасного

нояб

качеств, в активном
8

решение ситуационных

включении в ЗОЖ,

задач

укреплении и сохранении

поведения на

индивидуального здоровья;

дорогах и

овладение системой знаний

улицах

о ПДД

Освоение

7

Игры, решение

систематических применени

дека

4

5

6

7

янва

янв

фев

фев

навыков

ситуационных задач,

ях с различной

безопасного

викторин

функциональной

движения

направленностью.

пешехода и

Формирование умений

велосипедиста

осознанного построения

Освоение

2

Беседа , игры, викторина, речевого высказывания в

приёмов

устной форме. Отвечать на

профилактиче

простые вопросы учителя,

ских и

находить нужную

ремонтных

информацию в учебнике и

работ

дополнительной литературе.

велосипеда

Развиваем умения извлекать

Правила

2

Беседа , игры, викторина, информацию.

безопасного

решение ситуационных

Моделирование, выбор

дорожного

задач

наиболее эффективных

движения

способов решения

пешеходов и

предложенной

автотранспорт

ситуации. Анализ ситуации.

а

Правила предупреждения

Оказание

2

Беседа , игры, викторина, травматизма во время

первой

решение ситуационных

занятий.

доврачебной

задач

Формирование стартовой

помощи

мотивации к изучению

пострадавшим

нового; ориентирование в

в ДТП

информационном простран-

Профилактика

стве.

детского до-

Выявлять сущность,

рожного

2

особенности объектов.
На основе анализа объектов

травматизма
8

март

Подготовка и
проведение

2

Игры, решение
ситуационных задач

делать выводы.
Определять цель

игр и

выполнения заданий на

конкурсов

занятиях, в жизненных

юных зна-

ситуациях под руководством

токов

учителя.

правил

Участвовать в диалоге на

дорожного

занятиях и в жизненных

движения
9

10

апр

май

ситуациях. Отвечатьвопросы
Игры, решение

учителя, товарищей по

проведение

ситуационных задач ,

классу.

соревнований

соревнования

Освоение начальных форм

Подготовка и

5

«Безопасное

познавательной и

колесо»

личностной рефлексии.

Выступление

Формирование умения

агитбригады

планировать,

юных

контролировать и оценивать

инспекторов

различные ситуации;

дорожного

определять наиболее

движения

эффективные способы
решения. Развитие
самостоятельности и личной
ответственности за свои
поступки.Формирование
целостного, социально
ориентированного взгляда
на мир в его органичном
единстве
2

разнообразии.Формирование
и проявление
положительных качеств
личности,
дисциплинированности,
ответственности.
Развитие самостоятельности
и личной ответственности за
свои поступки на основе
знаний о ППД.
Развитие осознанных
навыков езды на велосипеде
в соответствии с ПДД,
профилактики травматизма.

ИТОГО: 34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».