Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей»
разработана в соответствии с:
-
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
-
ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996
г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от
26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от
23.02.2011 N 19-ФЗ)
-
Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
-
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого
движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
-
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской
Федерации «ОТЕЧЕСТВО».Утверждено Заместителем Министра общего и
профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и
Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
-
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
«Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и
развитию детских краеведческих объединений».
-
Документы проекта «Школьный музей Российского движения школьников»
Программа
«Школьный
музей» предполагает
обучение
детей
основам
краеведения, музейного дела и экскурсионной деятельности в процессе создания и
обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Возраст участников 10-14 лет.
Тематическое
наполнение
и
часовая
нагрузка
отражены
в
учебно-
тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается
во
взаимосвязанности
краеведческой,
музееведческой
и
экскурсионной
составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для
комплексного
изучения
истории,
культуры
и
природы
края
музейно-
краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность
обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе
родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого
исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять
их в процессе практических занятий и в свободное время. Обучающиеся также
смогут
овладеть
навыками
гида-экскурсовода,
подготовить
собственную
экскурсию и реализовать ее в качестве экскурсовода.
Школьный
этнографический музей в соответствии со своим профилем
расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к
судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному
краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.
Музей
выступает важным фактором формирования общественной активности учеников,
способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать
свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые
установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и
традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение
личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных
ситуациях, креативность;
-информационных: владение
современными
средствами
информации
и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать,
отбирать
и
анализировать
необходимую
информацию,
преобразовывать,
передавать и критически осмысливать ее.
-коммуникативных:
владение
различными
способами
взаимодействия
с
окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными
социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных
умений, успешная социализация в обществе, умение работать в проектной
команде.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое
саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников
средствами музея.
Задачи программы:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре
родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и
уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней,
преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его
культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной
позиции.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых
компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий,
обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
-метод кейса
Ведущие направления деятельности:
· Организационная и методическая работа.
· Поисково-исследовательская работа.
· Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
· Экскурсионно-массовая работа.
· Учебно-образовательная и воспитательная.
· Работа с фондами.
· Информационно-технологическая работа.
· Участие в конкурсных и проектных мероприятиях городского, областного и
всероссийского уровней.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеклассном;
- социально-проектном.
Для реализации программы будут использованы методические и информационные
ресурсы проекта «Школьный музей» Российского движения детей и молодежи.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:
Воспитательная работа:
- практическая работа на местности
- уроки мужества, акции;
- кружки, экскурсии, походы;
- изучение исторических событий
- учебные экскурсии вне музея
- экскурсии, встречи в музее
- встречи с тружениками тыла,
интересными людьми разных
профессий
- уроки в музее
- встречи, сборы, собрания
- экскурсии в музее
Учебная работа может проводиться как в очном, так и в дистанционном
формате.
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея
2. Систематизация работы школьного музея
3. Получение целостной картины по истории развития района, города, области,
школы и ее традиций
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5.
Эффективно
действующая
система
взаимодействия
с
различными
общественными организациями.
6.
Организация
индивидуальные
экскурсионно-массовой
посещения,
тематические
работы:
вечера,
экскурсии,
встречи,
уроки,
передвижные
выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории Нижегородского
края
8. Приобщение учащихся к исследовательской работе
9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников
Формы контроля:
- Тесты
- Контрольные вопросы
- Проекты
- Экскурсии
- Олимпиады, викторины, квесты
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
- Устав школы;
- Положение о школьном музее;
- План работы школы на учебный год;
- Программа развития музея;
- План работы музея на учебный год;
- Рабочая программа дополнительного образования детей.
-документы РДДМ
Основные этапы реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
Общее количество часов – 136 часов. В неделю- 4 часа (понедельник, четверг)
Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
- советник директора по воспитанию.
Содержание программы курса дополнительного образования
«Школьный музей»
(136 часов)
Тема 1. Основы музееведения (14 часов)
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы
Теоретические занятия. Инструктажи
Цели, задачи, участники музейного движения, проекта «Школьный музей» РДШ.
Принцип
работы
школьного
музея:
связь
с
современностью,
учебно-
исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью.
Участие в проектах РДДМ. Великие музеи России и мира. Современные музеи
(виртуальные экспозиции).
Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (20 часов)
Работа в школьной и сельской библиотеке, музеях предприятий города. Встречи с
участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми
района и города.
Работа с историческими источниками
Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме,
воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники
Наследие в школьном музее
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования
наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как
комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов
наследия как способ их охраны и использования. Атрибуция экспонатов.
История г.Алапаевска и района.
История местности. Первые упоминания местности в официальных источниках.
Основные вехи истории района в контексте истории города, области, государства.
Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
О творчестве
наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов
Литературная гостиная.
Презентации, проекты о знаменитых людях района, города, области.
Раздел 3. Структура и организация музея (42 часа)
Функции школьного музея
Полифункциональность
школьного
музея:
детский
клуб;
общественная
организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая
лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и
общества родного края; форма сохранения и представления материальных и
духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Организация школьного музея
Школьный
музей как общественное учебно-исследовательское объединение
учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции,
права и обязанности актива школьного музея. Документы школьного музея.
Моя семья и родной край
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей
архивов
и
реликвий.
Обсуждение
собранных
материалов.
Составление
презентации, видеороликов
Наша школа в истории края
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и
выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Выявление педагогов и
выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и
выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с
педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение
исторической хроники и летописи школы.
Комплектование фондов школьного музея
Организация
поисково
-
собирательской
работы.
Выбор
темы
музейно-
краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение.
Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения.
Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений
и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение
научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе
походов, других полевых изысканий.
Составление
планов
поисково-собирательной
деятельности.
Распределение
обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Фонды школьного
музея. Организация учёта фондов школьного музея.
Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и
световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в
фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в
школьном музее.
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию
основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и
персональных коллекций.
Творческое занятие (ткачество на бердо, традиционная кукла, плетение)
Учет и описание музейных предметов
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных
фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги, описи, паспорта
музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания
музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Экспозиция школьного музея
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных
предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тексты в музейной экспозиции
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных
текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов
в экспозиции.
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения
текстов в экспозиции.
Военная и трудовая слава земляков
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других
военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России.
Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина
России.
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или
прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников
и знакомых. Книга Памяти.
Раздел 4. Школа юного экскурсовода (36 часов)
Экскурсионная работа в школьном музее
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания.
Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом,
этика. Портфель экскурсовода. Технологическая карта экскурсии.
Мастерство экскурсовода
Школьные музеи города, парки
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение
экскурсий.
Создание презентаций и виртуальных экскурсий, онлайн-квизов и квестов
основе собранного материала
Раздел 5. Музейные, краеведческие и экскурсионные проекты (24 часа)
Совместные проекты с социальными партнерами.
Школьные, городские и областные мероприятия.
Индивидуальные консультации по темам проектов и конкурсов (по плану).
на
Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»
( с указанием календарных сроков)
№ темы
Содержание программы
п/п.,
Теоретически
Практические
е занятия
занятия
Всего
примерные
даты
Раздел 1. Основы музейных знаний (14 часов)
1
Цели и задачи курса. Вводный
1-7 .09
инструктаж
2,
2
2
Основы музееведения
4
4
Великие музеи России и мира
4
4
4,
Современные музеи
4
2
23-30.09
(виртуальные выставки)
8-15.09
3,
16-22.09
Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (20 часов)
5,
Работа с историческими
1-8.10
источниками.
6,
2
4
6
Наследие в школьном музее.
2
4
6
7,
История Московского района -
2
2
4
17-24.10
частица истории Нижнего
2
2
4
9-16.10
Новгорода
8,
О творчестве наших земляков:
25.10-1.11
поэтов, писателей,
художников, композиторов.
Литературная гостиная
Раздел 3. Структура и организация музея (42 часа)
Функции школьного музея
4
10,
Организация школьного
2
2
4
10-17.11
музея.
11,
Моя семья и родной край.
2
2
4
Наша школа в истории города
2
2
4
13,
Комплектование фондов
2
2
2
4-11.12
школьного музея
14,
Фонды школьного музея
2
2
4
15,
Учёт и описание музейных
2
2
4
20-27.12
предметов
16,
Экспозиция школьного музея
4
4
9,
4
2-9.11
18-25.11
12,
26.11-3.12
12-19.12
28-30.12
Тексты в музейной экспозиции
2
2
6
18,
Военная и трудовая слава
2
2
6
17-24.01
земляков
17,
9-16.01
Раздел 4. Школа юного экскурсовода (36 часов)
19,
Экскурсионная работа в
25-31.01
школьном музее и на улицах
2
4
6
2
2
4
Библиотека для экскурсовода
2
2
Музеи г.Алапаевска и района
4
4
23,
Музеи г.Алапаевска и района
2
2
24,март
Музеи г.Алапаевска и района
4
4
города
20,
Мастерство экскурсовода
1-7.02
21,
8-18.02
22,
февраль
март
25,
Музеи г.Алапаевска и района
2
2
Музеи г.Алапаевска и района
2
2
Музеи г.Алапаевска и района
2
2
Школьные музеи города
4
4
Парки
2
2
Парки
2
2
март
26,
апрель
27,
апрель
28,
6-13.04,
29,
май
30,
май
Раздел 5. Музейные, краеведческие и экскурсионные проекты (24 часа)
3,
Совместные проекты с
В течение
социальными парнерами
6
6
6
6
всего
периода
32,
Подготовка к конкурсу
Февраль-
исследовательских работ
апрель
33,
Заседание Ученического
30.04-6.05
совета
34,
Школьные, городские и
В течение
областные мероприятия
2
2
8
По плану
8
2
2
4
58
78
136
всего
периода
35,
Индивидуальные
В течение
консультации
всего
периода
Итого: