Рабочая программа допо.образования Молодая гвардия

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотического отряда «Молодая гвардия» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на основе основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №17 с учетом требований следующих нормативных
документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273 – ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
- Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 235 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного
общего, среднего общего образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Учебным планом школы.
Рабочая учебная программа составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ СОШ №17. Занятия
дополнительного образования военно-патриотического отряда проводятся в объеме 70 часов учебного плана школы при нагрузке 2
часа в неделю.
Данная программа
предусматривает распределения нагрузки
в последовательности овладения теоретическими и
практическими знаниями и умениями необходимыми для комплексной подготовку команд учащихся в соревнованиях военнопатриотической направленности.
Получив знания на уроках ОБЖ, часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких
обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа. Опыт показывает, что ребятам, особенно
юношам, всегда присущ дух соперничества, желание быть лучшим: самым сильным, быстрым, метким, умелым. Это стремление и
дает возможность реализовать программа «Юные патриоты», в которой изначально запланировано участие в таких сложных
комплексных соревнованиях, как «Зарница», «Школа безопасности» участие в дальних походах, в поисковой работе, где
подросткам нужно не только показать их умения и навыки в несложных видах спорта, но и глубокие теоретические знания по
истории, правила дорожного движения, медицине и т.д..
Кроме того, эти соревнования воспитывают коллективизм, умение подчинять свои амбиции интересам команды, чувству
ответственности за свои действия и поступки, спортивно-волевые качества. Программа направлена, в первую очередь, на
нравственное воспитание и физическое совершенствование учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.

ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию
личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
• воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению
конституционных обязанностей, воспитание гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине;
• воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам; бережного
отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе;
• подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
• физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных
качеств личности;
• обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
• освоение и совершенствование дисциплины общей и специальной
физической подготовки, воспитание
сознательной
дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнение поставленной цели и культуры поведения;
• формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности; воспитывать дисциплинированность.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков военному искусству, физической
силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.
Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:
•
гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и
подростков;
•
приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных и психофизиологических и личностных
особенностей;
непрерывности образования и воспитания;
•
воспитывающего обучения;
•
учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
•
обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды -«ситуации успеха» и развивающего обучения;
•
содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.

Средства реализации программы:
•
Создание особой микросоциальной, развивающей среды дисциплины, порядка, комфортности;
•
Обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием
деятельности;
•
Использование отечественного и зарубежного опыта;
•
Приобщение подростков к жизни в гражданском обществе, к культуре мира и ненасилия.
Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 7 до 18 лет. Набор обучающихся в
группы - свободный: все кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных. Но, главное, без медицинских
противопоказаний.
Формы учебных занятий:
1.
Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной
задаче.
2.
Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
3.
Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
4.
Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по
поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения
воспитательной задачи.
9

Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы имеется
•
Спортзал;
•
Открытая специально оборудованная спортивная площадка;
•
Спортивный инвентарь;
•
Туристический инвентарь;
•
Учебный класс.

Методы, используемые в процессе обучения.
•
Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
•
Методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
•
Методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных
упражнений и тренировок.
•
Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
•
Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
•
Метод показа - демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
•
Метод упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний,
умений и навыков.
•
Метод состязательности - поддержание у обучаюихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике
действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок
и путей их исправления.
•
Анкетирование, опрос обучающихся - позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств
обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
•
Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа): дает возможность для
согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей.
Структура программы
Программа разработана на один учебный год, продолжительностью девять месяцев.
Общее количество часов (учебный час)………………..105 ( 3 ч.в неделю)
Продолжительность учебного занятия ………………… 40 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также
других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть, участием в учебно-полевых сборах и соревнованиях
продолжительность учебного дня не регламентируется.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (35 часов)
Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия (30 ч.)
Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно»,
«Заправится», «Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)». Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Выход военнослужащего из строя и подход к
начальнику. Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием (5 ч.)
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к
начальнику и возвращение в строй с оружием.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО (45 ч.)
Тема 1. Введение. Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (Iч.)
Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия, меры безопасности при
обращении с ним во время следования на транспортных средствах, правила несения боевой службы, на занятиях и стрельбах.
Правила производства предупредительного выстрела. Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Меры
предосторожности при устранении задержки. Правила заряжения и разряжения оружия. Меры безопасности при стрельбе
холостыми патронами и при использовании имитационных средств.
Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. Утерянные секреты изобретателей. Новая жизнь старых изделий.
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Тема 2. Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки и пистолета (1 ч.)
Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и пистолета. Принципы работы механизмов пневматического
оружия. Устранение основных неисправностей.
Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою.
Тема 3. Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова и ручных гранат (15 ч.)
Автомат Калашникова во всех его модификациях. Серия автоматов АК-100. Модификации, история создания. Ручной пулемет
Калашникова (С)-74. Назначение, боевые свойства/общее устройство и принцип работы автомата.
Последовательность неполной сборки и разборки автомата. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов.
Отработка нормативов по сборке-разборке оружия.

Подготовка АК к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение
магазина патронами и заряжение автомата.
Принадлежности к автомату. Порядок чистки и смазки оружия и его хранение.
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к
броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Тема 4. Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. Специальные средства полицейского назначения (1ч.)
Пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, автоматы, винтовки и ружья отечественного производства, и их ТТХ,
Специальное оружие. Основные ТТХ и назначение. Оружие с боеприпасами различного назначения. Специальные средства
полицейского назначения, их ТТХ.
Боеприпасы к стрелковому оружию. Стандарты производства боеприпасов в странах НАТО и России. Пробивное и
останавливающее действие пули. Типы и модификации пуль отечественного производства и производства стран НАТО.
Боеприпасы специального назначения.
Тема 5. Приведение оружия к нормальному бою. Правила стрельбы из стрелкового оружия (2 ч.)
Порядок приведения оружия к нормальному бою для ведения огня днем. Выбор установки прицела, дели и точки
прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от
нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы.
Виды движения цели. Выбор установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Решение огневых
задач.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты (4ч.)
Краткий экскурс в историю. Средства индивидуальной защиты бойца. Каски и их разновидности. Изделия «Колпак», «Маска»,
«Сфера». Средства бронезащиты.
Степени
и
уровни
защищенности.
Требования
к вышеуказанным изделиям.
Стандарты изготовления данных изделий в России и странах НАТО.
Тема 7. Тактическое снаряжение бойца. Холодное оружие (1ч.) Универсальные тактические комплекты. Их комплектация.
Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. Доработка стандартных
образцов. Пошив РД и РЖ.
Холодное оружие. Боевые ножи и ножи специального применения.
Способы ношения холодного оружия.
Тема 8. Стрельба из пневматической винтовки (17ч.) Правила и техника безопасности при обращении с оружием.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (20 ч.)
Тема 1. Психологическая подготовка бойца спецподразделения (2 ч.)
Способы устранения взрывобоязни, а также боязни огня, высоты и воды.
Тема 2. Силы специальных операций армии, флота и силовых ведомств (2 ч.)
История специальных сил, операции армий мира. История формирования групп специального назначения в СССР.
Способы и методы специальной подготовки и отбора в спецподразделения в различных странах. Функции подразделений
спецназа различных ведомств в России.
Тема 3. Тактическая подготовка (6 ч.)
Действие подразделений в обороне. Типы инженерных заграждений. Окопы.
Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. Деблокирование заграждений переднего края
противника. Марш и походное охранение.
Тактические учения.
Тема 4. Методы и способы ведения разведки. Действия подразделений в разведке (4 ч.)
Способы маскировки. Использование для маскировки свойств местности, растительности, искусственных масок и табельных
средств. Маскировочные костюмы и комплекты. Целеуказание. Действия ударного отделения. Разведывательные признаки целей
(объектов).Наблюдение. Особенности ведения разведки наблюдением в лесу, горах, пустынях, на побережьях зимой и ночью.
Организация наблюдательного поста.
Возможности сил и средств разведки родов войск и специальных войск. Способы совершения диверсионных актов.
Специальные способы минирования. Проникновение на охраняемые территории.
Тактика действий партизанских групп. Организация оповещения и связи. Создание преград для противника. Вывод из строя
материальной базы противника. Отделение в засаде. Налет как способ разведки. Разведка поиском, разведка боем. Действие
снайперской группы. Подготовка снайперов. Снятие часовых. Обыск, связывание и конвоирование. Захват автомобиля и другой
техники.
Организация внезапных нападений. Засады, Атаки постов и гарнизонов. Источники и способы получения разведданных. Борьба
с контрразведкой противника. Способы скрытого отхода с места диверсии, скрытое перемещение по местности. Борьба с
хищными животными и служебными собаками. Трасология. Определение происхождения следов. Следы техники и пребывания
человека. Следовая работа.
Тема 5. Техника и тактика действий групп антитеррора (4 ч.)
Тактика спецгруппы при захвате здания, самолета, автотехники, железнодорожного транспорта. Распределение обязанностей в
группе. Группы разведки, наблюдения, обеспечения, захвата. Огневое взаимодействие в группе. Прохождение лестничных
маршей, дверных проемов. Тактика спецгруппы при освобождений заложников из здания. Форсированное проникновение в
здание Применение лестниц штурмовых трапов. 'Тактика" группы при освобождении заложников из автотранспорта и воздушных
судов. Досмотр автотранспорта и железнодорожных вагонов. Правила и тактика досмотра техники и опрашиваемых лиц.

Тема 6. Боевые действия в городе (2 ч.)
Ведение боевых действий в городе. Основные сложности городских боев. Опорные точки, Доты и Дзоты. Тактика действий
при штурме городских кварталов. Взаимодействие пехоты и других родов войск. Тактика действий разведподразделений. Система
радиосвязи. Антиснайперские мероприятия. Понятие «зачистка». Огневое взаимодействие в группе. Тактика штурма здания.
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА ( 8 ч.)
Тема 1. Оказание первой медицинской помощи (5 ч.)
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений.
Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в
голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая
медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли
иммобилизации переломов костей.
Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа
сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и
классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении
техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и
электрическим током. Первая помощь при радиационных
поражениях,
поражениях
отравляющими
и
сильнодействующими ядовитыми веществами.
Тема 2. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими (2ч.)
Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3),
аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования.
Тема 3. Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненых с поля боя (1 ч.)
Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле
боя и оказание им первой медицинской помощи. Порядок вызова санитара. Приемы и способы переноски раненных с помощью
подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта.

1

2
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (35 ч.)
1-30 Строевые приемы и движения без оружия
31-35 Строевые приемы в движении и с оружием
ИТОГО:

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО (42 ч.)
36
Введение. Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
37
Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки
38-52 Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова и ручных гранат
53
Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. Специальные средства полицейского назначения.
54-55
56-59
60
61-77

Приведение оружия к нормальному бою. Правила стрельбы из стрелкового оружия.
Средства индивидуальной защиты.
Тактическое снаряжение бойца. Холодное оружие
Стрельба из пневматической винтовки

78-79
80-81
82-87
88-91
92-95
96-97

3

4

5

1
1

29
4

30
5

2

33

35

1
1
14

1
1
15
1

2
4
17

2
4
1
17

39

42

2
2
1
1

5
3

2
2
6
4

1
1

3
1

4
2

1
1

1
ИТОГО:

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (20 ч.)
Психологическая подготовка бойца спецподразделения
Силы специальных операций армии, флота и силовых ведомств
Тактическая подготовка
Методы и способы ведения разведки
Действия подразделения в разведке
Техника и тактика действий антитеррористических групп
Боевые действия в городе

Всего часов

Наименование темы

Практика

№
занятия
п/п

Теория

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3

ИТОГО:

8

12

20

1

1

4
2
1
7

5
2
1
8

ИТОГО: 14

91

105

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА (10 ч.)
98-102 Оказание первой медицинской помощи
103-104 Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими.
105 Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненых с поля боя.
ИТОГО:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/ п

Наименование темы урока

Кол во час.

Основное содержание

Сроки

1

Введение. Строевая подготовка.
Строевые приемы и движения без
оружия.

1

сентяб

2-4

Строевые приемы и движения без
оружия

3

5-6

Строевые приемы в движении с
оружием

2

Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. Утерянные
секреты изобретателей. Новая жизнь старых изделий. Меры
безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Общие
правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Положение оружия, меры безопасности при обращении с ним во время
следования на транспортных средствах, правила несения боевой
службы, на занятиях и стрельбах. Правила производства
предупредительного выстрела. Порядок осмотра оружия и патронов
перед стрельбами. Меры предосторожности при устранении задержки.
Правила заряжения и разряжения оружия. Меры безопасности при
стрельбе холостыми патронами и при использовании имитационных
средств.
Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно»,
«Заправится», «Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)».
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на
месте. Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с
оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику
и возвращение в строй с оружием.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно»,
«Заправится», «Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)».
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в
движении. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику.
Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без
оружия.
Тактические учения.

7-10 Строевые приемы и движения без
оружия

4

11,12 Тактическая подготовка

2

сентяб
сентяб

Сентяб

сентяб
октябр

13,14 Психологическая подготовка
бойца спецподразделения
15 Средства индивидуальной
защиты.

2

16-19 Строевые приемы и движения без
оружия

4

20,21 Введение. Правила и меры
безопасности при обращении с
оружием и боеприпасами.
Материальная часть и ТТХ
пневматической винтовки
22,23 Силы специальных операций
армии, флота и силовых ведомств

2

24,25 Строевые приемы и движения без
оружия

2

1

2

Способы устранения взрывобоязни, а также боязни огня, высоты и
воды.
Краткий экскурс в историю. Средства индивидуальной защиты бойца.
Каски и их разновидности. Изделия «Колпак», «Маска», «Сфера».
Средства бронезащиты. Степени и уровни защищенности. Требования
к вышеуказанным изделиям. Стандарты изготовления данных изделий
в России и странах НАТО.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно»,
«Заправится», «Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)».
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в
движении. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику.
Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без
оружия.
Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и пистолета.
Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение
основных неисправностей.
Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка. Приведение
оружия к нормальному бою.
История специальных сил, операций армий мира. История
формирования групп специального назначения в СССР.
Способы и методы специальной подготовки и отбора в
спецподразделения в различных странах. Функции подразделений
спецназа различных ведомств в России.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно»,
«Заправится», «Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)».
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в
движении. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику.
Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без
оружия.

Октябр
октябр

октябр

октябр

октябр

ноябрь

26

Оказание первой медицинской
помощи

1

27

Силы специальных операций
армии, флота и силовых ведомств

l

28,29 Методы и способы ведения
разведки

2

Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие ноябрь
о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование
табельных и подручных средств для остановки кровотечения.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную
клетку, верхние и нижние конечности.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную
клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская
помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование
подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов
костей.
История специальных сил, операций армий мира. История
ноябрь
формирования групп специального назначения в СССР.
Способы и методы специальной подготовки и отбора в
спецподразделения в различных странах. Функции подразделений
спецназа различных ведомств в России.
Способы маскировки. Использование для маскировки свойств
ноябрь
местности, растительности, искусственных масок и табельных средств.
Маскировочные костюмы и комплекты. Целеуказание. Действия
ударного отделения. Разведывательные признаки целей
(объектов).Наблюдение. Особенности ведения разведки наблюдением
в лесу, горах, пустынях, на побережьях зимой и ночью. Организация
наблюдательного поста. Возможности сил и средств разведки родов
войск и специальных войск. Способы совершения диверсионных
актов. Специальные способы минирования. Проникновение на
охраняемые территории.

30,31

Действия подразделения в
разведке

2

32-35

Строевые приемы и движения без
оружия

4

36,37

Строевые приемы в движении и с
оружием

2

38-41

Материальная часть и ТТХ
автомата Калашникова и ручных
гранат

4

42

Стрелковое оружие России и
боеприпасы к нему. Специальные
средства полицейского
назначения.

1

Тактика действий партизанских групп. Организация оповещения и
связи. Создание преград для противника. Вывод из строя материальной
базы противника. Отделение в засаде. Налет как способ разведки.
Разведка поиском, разведка боем. Действие снайперской группы.
Подготовка снайперов. Снятие часовых. Обыск, связывание и
конвоирование. Захват автомобиля и другой техники. Организация
внезапных нападений. Засады, Атаки постов и гарнизонов. Источники и
способы получения разведданных. Борьба с контрразведкой
противника. Способы скрытого отхода с места диверсии, скрытое
перемещение по местности. Борьба с хищными животными и
служебными собаками. Трасология. Определение происхождения
следов. Следы техники и пребывания человека. Следовая работа.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)».
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в
движении. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику.
Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без
оружия.
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием
на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и
возвращение в строй с оружием.
Автомат Калашникова во всех его модификациях. Серия автоматов АК100. Модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова
(С)-74. Назначение, боевые свойства/общее устройство и принцип
работы автомата.
Пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, автоматы, винтовки и
ружья отечественного производства, и их ТТХ, Специальное оружие.
Основные ТТХ и назначение. Оружие с боеприпасами различного
назначения. Специальные средства полицейского назначения, их ТТХ.
Боеприпасы к стрелковому оружию. Стандарты производства
боеприпасов в странах НАТО и России. Пробивное и останавливающее

ноябрь

декабр

декабр

декаб

декаб

действие пули. Типы и модификации пуль отечественного производства
и производства стран НАТО. Боеприпасы специального назначения.

43,44

Приведение оружия к
нормальному бою. Правила
стрельбы из стрелкового оружия.

45-48

Средства индивидуального
медицинского оснащения
военнослужащих и правила
пользования ими.
Тактическое снаряжение бойца.
Холодное оружие

49

50-59
60-63

64-67

68-71

Стрельба из пневматической
винтовки
Материальная часть и ТТХ
автомата Калашникова и ручных
гранат
Материальная часть и ТТХ
автомата Калашникова и ручных
гранат
Строевые приемы и движения без
оружия

Порядок приведения оружия к нормальному бою для ведения огня
днем. Выбор установки прицела, дели и точки прицеливания для
стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет
поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в
зависимости от условий стрельбы. Виды движения цели. Выбор
установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся
целям. Решение огневых задач.
4 Табельные средства индивидуального медицинского оснащения
личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3). аптечка
войсковая (АВ). пакет перевязочный индивидуальный (ПНИ и АВ-3),
пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11 ).
1 Универсальные тактические комплекты. Их комплектация. Десантные
рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и
использование. Доработка стандартных образцов. Пошив РД и РЖ.
Холодное оружие. Боевые ножи и ножи специального применения.
Способы ношения холодного оружия.
10 Правила и техника безопасности при обращении с оружием.
2

4

4

4

декабр

январ

январ

январ

Последовательность неполной сборки и разборки автомата. Назначение январь
и общее устройство основных частей и механизмов. Отработка
нормативов по сборке-разборке оружия.
Подготовка АК к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при январь
стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и
заряжение автомата.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», феврал
«Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)». Строевая стойка.
Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Повороты в движении.
Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Выход
военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в

Стрельба из пневматической
винтовки
Розыск раненых на поле боя.
Вынос и вывоз раненых с поля
боя.

7

81-84

Строевые приемы и движения без
оружия

4

85

Строевые приемы в движении с
оружием

1

Техника и тактика действий
антитеррористических групп

2

Материальная часть и ТТХ
автомата Калашникова и ручных
гранат
Оказание первой медицинской
помощи

2

72-78
79,80

86,87

88,89

90,91

2

2

строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Правила и техника безопасности при обращении с оружием.
Розыск раненых в зависимости о характера обстановки и местности
днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание
им первой медицинской помощи.
Порядок вызова санитара. Приемы и способы переноски раненных с
помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом
характера ранения и вида транспорта.
Выполнение команд: «Становись». «Смирно», «Вольно». «Заправится».
«Отставить». «Головные уборы -снять (надеть)».
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Повороты в движении.
Отдание воинского приветствия на месте и в движении.
Выход военнослужащего из cтроя и подход к начальнику. Возвращение
в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием
на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и
возвращение в строй с оружием.
Тактика спецгруппы при захвате здания, самолета автотехники,
железнодорожного транспорта. Распределение обязанностей в группе.
Группы разведки, наблюдения, обеспечения, захвата. Огневое
взаимодействие в группе. Прохождение лестничных маршей, дверных
проемов. Тактика спецгруппы при освобождений заложников из здания.
Форсированное проникновение в здание Применение лестниц
штурмовых трапов.
Принадлежности к автомату. Порядок чистки и смазки оружия и его
хранение.

феврал
феврал

феврал
март

март

март

март

Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о март
ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование

92,93

Оказание первой медицинской
помощи

2

94-97

Строевые приемы и движения без
оружия

4

Техника и тактика действий
антитеррористических групп

1

98

99,100 Боевые действия в городе

2

101,102 Боевые действия в городе

2

табельных и подручных средств для остановки кровотечения.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку,
верхние и нижние конечности.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку,
живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при
переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных
материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.
Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения
искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях.
Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация.
Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины,
признаки, классификация, Первая помощь при утоплении, солнечном и
тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении
техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры
безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим
током. Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях
отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)». Строевая стойка.
Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Повороты в движении.
Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Выход
военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в
строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Тактика" группы при освобождении заложников из автотранспорта и
воздушных судов. Досмотр автотранспорта и железнодорожных
вагонов. Правила и тактика досмотра техники и опрашиваемых лиц.
Ведение боевых действий в городе. Основные сложности городских
боев. Опорные точки, Доты и Дзоты. Тактика действий при штурме
городских кварталов. Взаимодействие пехоты и других родов войск.
Тактика действий разведподразделений. Система радиосвязи.
Антиснайперские мероприятия. Понятие «зачистка».
Огневое взаимодействие в группе. Тактика штурма здания.

апрель

апрель

апрель
апрель

апрель

103

104
105

Материальная часть и ТТХ
автомата Калашникова и ручных
гранат
Тактическая подготовка

1

Техника и тактика действий
антитеррористических групп

1

1

ИТОГО 105

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия
ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры
безопасности при обращении с ручными гранатами.
Тактические учения.

май

Тактика" группы при освобождении заложников из автотранспорта и
воздушных судов.
Досмотр автотранспорта и железнодорожных вагонов. Правила и
тактика досмотра техники и опрашиваемых лиц.

май

май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.
2.
Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое
пособие по разделу «Основы военной службы». - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. - 186 с.
3.
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д.
Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
4.
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО,
2004. - 224 с.
5.
Воронцов, В. Л. Могущество знания. - М.: Изд-во «Знание», 1979.-380 с.
6.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность
/Авт.-сост. Т. А.Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.
7.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы».
8.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».
9.
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.:
Айрис-пресс, 2005.-64 с.
10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. - М.: Просвещение, 1990. - 237 с.
12.
Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. - Екатеринбург:
Изд-во Урал.ун-та, 2004.-134с.
13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.сост. Г. А.Колодницкий,
14.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.
А.Пашкович. -Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
15.
Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских
школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания /
сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никулыпина. - Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. - 190 с.
16. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся
к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. - М.: Мнемозина, 2000.-192 с.
17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994. - 328 с.
18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. -М., 1974.T.2.-C.160.
19. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. - М.: Высш. шк., 1999.-512 с.

20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т.
М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005. - 192 с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».