Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с: - Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ) - Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» - Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». - Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО».Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г. - Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений». - Документы проекта «Школьный музей Российского движения школьников» Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения, музейного дела и экскурсионной деятельности в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Курс рассчитан на 1 год обучения. Возраст участников 10-14 лет. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно- тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой, музееведческой и экскурсионной составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно- краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Обучающиеся также смогут овладеть навыками гида-экскурсовода, подготовить собственную экскурсию и реализовать ее в качестве экскурсовода. Школьный этнографический музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: - ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения; - общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности; - учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность; -информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее. -коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе, умение работать в проектной команде. - личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения. Цель программы: - осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея. Задачи программы: - образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея; - развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры; - воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции. Принципы реализации программы: - деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности; - принцип обеспечения успешности; - принцип дифференциации; - компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка. Педагогические технологии: Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании: - метод проекта; - ученического исследования; - образовательных путешествий; - технологии коллективных творческих дел; - технологии проблемного обучения. -метод кейса Ведущие направления деятельности: · Организационная и методическая работа. · Поисково-исследовательская работа. · Экспозиционная и учетно-хранительная работа. · Экскурсионно-массовая работа. · Учебно-образовательная и воспитательная. · Работа с фондами. · Информационно-технологическая работа. · Участие в конкурсных и проектных мероприятиях городского, областного и всероссийского уровней. Данные направления реализуются на различных уровнях: - учебном; - внеклассном; - социально-проектном. Для реализации программы будут использованы методические и информационные ресурсы проекта «Школьный музей» Российского движения детей и молодежи. Формы работы в школьном музее Учебная работа: Воспитательная работа: - практическая работа на местности - уроки мужества, акции; - кружки, экскурсии, походы; - изучение исторических событий - учебные экскурсии вне музея - экскурсии, встречи в музее - встречи с тружениками тыла, интересными людьми разных профессий - уроки в музее - встречи, сборы, собрания - экскурсии в музее Учебная работа может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате. Ожидаемые результаты программы 1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея 2. Систематизация работы школьного музея 3. Получение целостной картины по истории развития района, города, области, школы и ее традиций 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями. 6. Организация индивидуальные экскурсионно-массовой посещения, тематические работы: вечера, экскурсии, встречи, уроки, передвижные выставки. 7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории Нижегородского края 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе 9. Влияние на выбор профессии учащимися. 10.Социализация школьников Формы контроля: - Тесты - Контрольные вопросы - Проекты - Экскурсии - Олимпиады, викторины, квесты Нормативно-локальная база деятельности школьного музея: - Устав школы; - Положение о школьном музее; - План работы школы на учебный год; - Программа развития музея; - План работы музея на учебный год; - Рабочая программа дополнительного образования детей. -документы РДДМ Основные этапы реализации программы Срок реализации программы 1 год. Общее количество часов – 136 часов. В неделю- 4 часа (понедельник, четверг) Документация музея: - инвентарная книга; - журнал регистрации посещений. Управление реализацией программы: - директор школы; - руководитель музея; - заместитель директора школы по воспитательной работе; - советник директора по воспитанию. Содержание программы курса дополнительного образования «Школьный музей» (136 часов) Тема 1. Основы музееведения (14 часов) О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы Теоретические занятия. Инструктажи Цели, задачи, участники музейного движения, проекта «Школьный музей» РДШ. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно- исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью. Участие в проектах РДДМ. Великие музеи России и мира. Современные музеи (виртуальные экспозиции). Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (20 часов) Работа в школьной и сельской библиотеке, музеях предприятий города. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми района и города. Работа с историческими источниками Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники Наследие в школьном музее Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Атрибуция экспонатов. История г.Алапаевска и района. История местности. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории района в контексте истории города, области, государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов Литературная гостиная. Презентации, проекты о знаменитых людях района, города, области. Раздел 3. Структура и организация музея (42 часа) Функции школьного музея Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей. Организация школьного музея Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Документы школьного музея. Моя семья и родной край Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации, видеороликов Наша школа в истории края История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Комплектование фондов школьного музея Организация поисково - собирательской работы. Выбор темы музейно- краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, других полевых изысканий. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Фонды школьного музея. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Творческое занятие (ткачество на бердо, традиционная кукла, плетение) Учет и описание музейных предметов Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги, описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Экспозиция школьного музея Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Тексты в музейной экспозиции Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Военная и трудовая слава земляков Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти. Раздел 4. Школа юного экскурсовода (36 часов) Экскурсионная работа в школьном музее Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Портфель экскурсовода. Технологическая карта экскурсии. Мастерство экскурсовода Школьные музеи города, парки Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий. Создание презентаций и виртуальных экскурсий, онлайн-квизов и квестов основе собранного материала Раздел 5. Музейные, краеведческие и экскурсионные проекты (24 часа) Совместные проекты с социальными партнерами. Школьные, городские и областные мероприятия. Индивидуальные консультации по темам проектов и конкурсов (по плану). на Учебно-тематический план к программе «Школьный музей» ( с указанием календарных сроков) № темы Содержание программы п/п., Теоретически Практические е занятия занятия Всего примерные даты Раздел 1. Основы музейных знаний (14 часов) 1 Цели и задачи курса. Вводный 1-7 .09 инструктаж 2, 2 2 Основы музееведения 4 4 Великие музеи России и мира 4 4 4, Современные музеи 4 2 23-30.09 (виртуальные выставки) 8-15.09 3, 16-22.09 Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (20 часов) 5, Работа с историческими 1-8.10 источниками. 6, 2 4 6 Наследие в школьном музее. 2 4 6 7, История Московского района - 2 2 4 17-24.10 частица истории Нижнего 2 2 4 9-16.10 Новгорода 8, О творчестве наших земляков: 25.10-1.11 поэтов, писателей, художников, композиторов. Литературная гостиная Раздел 3. Структура и организация музея (42 часа) Функции школьного музея 4 10, Организация школьного 2 2 4 10-17.11 музея. 11, Моя семья и родной край. 2 2 4 Наша школа в истории города 2 2 4 13, Комплектование фондов 2 2 2 4-11.12 школьного музея 14, Фонды школьного музея 2 2 4 15, Учёт и описание музейных 2 2 4 20-27.12 предметов 16, Экспозиция школьного музея 4 4 9, 4 2-9.11 18-25.11 12, 26.11-3.12 12-19.12 28-30.12 Тексты в музейной экспозиции 2 2 6 18, Военная и трудовая слава 2 2 6 17-24.01 земляков 17, 9-16.01 Раздел 4. Школа юного экскурсовода (36 часов) 19, Экскурсионная работа в 25-31.01 школьном музее и на улицах 2 4 6 2 2 4 Библиотека для экскурсовода 2 2 Музеи г.Алапаевска и района 4 4 23, Музеи г.Алапаевска и района 2 2 24,март Музеи г.Алапаевска и района 4 4 города 20, Мастерство экскурсовода 1-7.02 21, 8-18.02 22, февраль март 25, Музеи г.Алапаевска и района 2 2 Музеи г.Алапаевска и района 2 2 Музеи г.Алапаевска и района 2 2 Школьные музеи города 4 4 Парки 2 2 Парки 2 2 март 26, апрель 27, апрель 28, 6-13.04, 29, май 30, май Раздел 5. Музейные, краеведческие и экскурсионные проекты (24 часа) 3, Совместные проекты с В течение социальными парнерами 6 6 6 6 всего периода 32, Подготовка к конкурсу Февраль- исследовательских работ апрель 33, Заседание Ученического 30.04-6.05 совета 34, Школьные, городские и В течение областные мероприятия 2 2 8 По плану 8 2 2 4 58 78 136 всего периода 35, Индивидуальные В течение консультации всего периода Итого: