1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь. К. Станиславский. Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов. Александр Иванович Герцен. Направленность Программа «Сценическая речь» является модифицированной, базового уровня и имеет социально-педагогическую направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.) Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому. Синтетический характер театрального искусства представляется эффективным и уникальным средством художественно эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. В наше время крупных социальных перемен, чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной не занятости подростков. Вакуум заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барьером на пути криминализации подростковой среды является активная духовная работа, отвечающая интересам этого возраста. Детский театр, вооруженный приемами театральной педагогики, становится клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация, через мощное театральное средство – сопереживание. Театр объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится мощным эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс. Особенно важное влияние театр оказывает на «детей улиц», предлагая им неформальное общение, откровенное и серьезное по злободневным и социальным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду. Применение в практике учебно-воспитательной работы посредством театрально художественного искусства кругозора содействует учащихся, общей расширению и социальной общего и культуре, обогащению эстетического чувства и развитию художественного вкуса. Программа театральной студии «Сценическая речь» предлагает учащимися проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык театрального искусства. Он становится более раскрепощенным, у него появляется возможность легче найти контакт не только в коллективе, но и с окружающими людьми, он становится эмоционально отзывчивее и начинает тоньше и глубже чувствовать и познавать окружающий мир. Театр - это такая область творческой деятельности, предметом которой возможно решить многие педагогические проблемы. Образовательная программа ставит своей целью организовать досуг детей и подростков, создать условия для всестороннего развития личности ребенка, раскрытия творческих способностей детей, создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь – это человек. Нет речи – нет человека», – писал известный деятель русского театра Сергей Волконский. Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Это проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей. Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от студийцев определенных технических навыков. Актуальность предмета состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны. Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а решает проблемы гармоничного всестороннего развития личности и прививает устойчивую любовь к родной речи. Спецификой данного предмета является его преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение обучения акцент постепенно перемещается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом, дикцией, технике речи. И здесь много зависит от педагога, от его искусства увлечь детей. Ведь высокая степень увлечённости – основное условие творческого, глубокого овладения материалом. Отличительная особенность При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения сценической речи в высших театральных учебных заведениях, основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах. В обучении по данной программе используются материалы: К.С.Станиславский. «Работа актера над собой» Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера», М.А.Чехов «О технике актера», В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды», В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера», Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера», В.И.Гугова «Сценическая речь», методическое пособие «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки», а также знания, полученные на семинарах и мастер классах и адаптированные с учетом возрастных особенностей детей. Основой занятий по данной программе служит тренинг - группа упражнений. К тренингу относятся те элементарные упражнения, занимаясь которыми учащиеся готовятся к выполнению более сложных или специальных упражнений. Тренинг «разогревает», тренирует внимание, быстроту реакции, фантазию, другие качества, необходимые юному актеру в дальнейших занятиях. Тренинг в обязательном порядке входит в основные театральные дисциплины. Сложность проводимых тренингов увеличивается в соответствии с прохождением программы в целом и поставленным учебно-воспитательными задачами на год. По усмотрению педагога, исходя из целесообразности и учебно- воспитательных задач в определенные учебные дисциплины могут вводится новые темы или темы, которые уже были пройдены ранее. Время прохождения этой темы увеличивается за счет времени, отведенного на менее необходимую тему на данном этапе. После каждого занятия воспитанник получает оценку по каждой дисциплине. В конце каждого месяца или перед началом работы над спектаклем подсчитывается средний бал по каждой дисциплине и общий бал ребёнка. С самого начала учащиеся приучаются работать в присутствии зрителя, в качестве которого может выступать педагог, другие дети данной группы, прочие студийцы или любой посторонний человек. Возможность в течение одного занятия находиться поочередно и на сцене, и в зрительном зале приучает детей к внимательному и ответственному отношению к работе своей и своих товарищей. Принципы обучения и воспитания в коллективе построены так, что каждый воспитанник получает возможность творческой самореализации, приобретает навыки социально активной личности, возможность в будущем проявить себя творчески, инициативно и уверенно не только на театральном поприще, но и в любой другой выбранной профессии. Все это актуально в процессе становления личности гражданина. Цель: развитие природных речевых и голосовых возможностей учащихся для владения голосовым аппаратом и применения этих данных в театральной деятельности. Задачи: Обучающие: знакомство детей с миром театрального искусства; освоение основных принципов актерского мастерства; обучение правильному ориентированию в театральных жанрах при просмотре театральных постановок, кино и т.д.; освоение основных законов постановки спектакля; овладение основами сценической речи; овладение основами сценического движения, пластики; обучение практическому применению полученных знаний; обучение детей элементарным навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем использовать; всем речевым аппаратом и умению его рационально изучение основ овладения литературным произношением, согласно современным нормам русского языка; изучение проблем недостатка дыхания, артикуляции и дикции ребёнка и способы их исправления; Развивающие: развитие и реализация творческих способностей детей и подростков; снятие внутренних зажимов; развитие координации, подвижности двигательного аппарата, ритмичности, свободы движения; укрепление мышечного аппарата в комплексе; развитие чувства сценического пространства; формирование необходимых для занятий способностей (выносливости, концентрации внимания); развитие нетрадиционного, образного мышления, творческого диапазона и желания импровизировать; развитие общей культуры детей; развитие у детей речевого слуха, внимания и памяти; развитие речевых и творческих способностей; развитие их художественного вкуса и эстетического чувства прекрасного; овладение «техникой речи» в соответствии с возрастными и внимательного и индивидуальными возможностями каждого ребёнка. Воспитательные: воспитание культуры общения в коллективе, ответственного отношения к работе; стимулирование развития волевых качеств; воспитание правильного этического и эстетического восприятия не только театрального, но и искусства в целом; воспитание трудолюбия и самодисциплины; воспитание активного, творческого отношения к жизни, самостоятельности и инициативности; воспитание зрительской культуры. формирование увлечённости детей красотой звучащего русского слова; воспитание этических норм поведения, способности работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Возраст учащихся: 8-16 лет Срок реализации: 2 года Формы и режим занятий: Год Количество обучения учащихся группе Количество Количество в часов часов в год в неделю 4 часа (2 1 год 12 чел. 168 часов: раза в 128 часов неделю занятий по 2 часа) социальная и аудиторных 40 часа практика (другие формы работы) 4 часа (2 2 год 12 чел. 168 часов: раза в 128 часов неделю занятий по 2 часа) социальная и аудиторных 40 часа практика (другие формы работы) Занятия проходят в режиме: 40 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых. Набор детей в группы проходит без предварительного отбора. Обязательным требованием является наличие медицинской справки о состоянии здоровья, разрешающей занятия в театральной студии. Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим направлениям, которые отличаются друг от друга, прежде всего, основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающем направлении личностного роста: оценивается интеллектуального, по показателям эмоционального, сравнительного социального, физического. Работа в обучающем направлении оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим направлениям, однако если в младшей группе преобладают развивающие направление (ввод ребенка в мир театра, знакомство с его традициями, историей и жизнью). Важно отметить, что и в группах перед детьми и педагогами ставятся чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Ожидаемые результаты и способы их проверки В спектакле, выпускаемом в первый год обучения, основной упор делается на действенность. Спектакль проходит в закрытом показе (для родителей и педагогов). К концу первого года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками: Знания: · Знать театральную терминологию; · Знать и соблюдать правила поведения за кулисами во время выступления; · Знать основные правила работы с реквизитом; · Знать основные группы мышц речевого аппарата; · Знать технику безопасности; · Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики; Умения: · Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций; · Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы; · Уметь самостоятельно подготовить свое тело к работе; · Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций; · Уметь работать в коллективе и подчиняться общим правилам; Навыки: · Определять мышечный зажим; · Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом; · Выполнять упражнения актерского тренинга и сценической речи в присутствии постороннего человека; · Владеть приемами разминки и разогрева тела. На втором году обучения задачи педагогов состоят в том, чтобы студийцы освоили и применяли в работе над спектаклем действие слова. Обучение предусматривает знакомство с лучшими театрами Москвы, с лучшими всемирно известными спектаклями и кинофильмами. А также основной упор делается в работе над образами. В спектакле появляется множество драматических сцен. К этому времени студийцы готовы выйти на большую сцену перед настоящими зрителями. К концу второго года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками: Знания: Знать структуру и содержание предстоящего выступления; Знать основные правила работы с партнером. Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики; Знать основные правила орфоэпии; Умения: Уметь пользоваться театральной терминологией; Уметь устранять внутренние помехи и зажимы и самостоятельно устранять их; Уметь самостоятельно выполнить разминку; Уметь выполнять базовые танцевальные движения; Уметь сознательно регулировать величину мышечных напряжений; Уметь интонационно выстраивать логику текста; Навыки: Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом; Овладеть навыками правильного дыхания, четкой и громкой речи; Владеть приемами физической разминки и разогрева речевого аппарата; Анализировать, контролировать и оценивать свою речь и речь других детей. Способы проверки усвоения детьми учебного курса программы Работа с учащимися проводится по развивающим и обучающим направлениям, которые отличаются друг от друга, прежде всего, основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающем направлении личностного роста: оценивается по интеллектуального, показателям сравнительного эмоционального, социального, физического. Работа в обучающем направлении оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Для оценивания успешной реализации программы применяется бальная система оценок. В течение занятия воспитанник получает оценку по дисциплине (баллы). В конце каждого полугодия или перед началом работы над спектаклем подсчитывается сумма баллов по каждой дисциплине и общий бал учащегося, что в дальнейшем влияет на распределение ролевой нагрузки в спектакле и поощрение лучших студийцев. 2. Учебно-тематический план 1 год обучения № Названия разделов 1 Введение в Количество часов предмет. Техника безопасности. 2 Артикуляционная гимнастика. 3 Артикуляция звуков. 4 Орфоэпия гласных согласных. и теория практика всего 1 1 2 20 60 80 10 26 36 5 1 6 5 Социальная практика 8 32 40 6 Итоговые занятия. 1 3 4 45 123 168 Итого: 2 год обучения № Названия разделов Количество часов теория практика всего Введение 1 в предмет. Техника безопасности. Артикуляционная 2 гимнастика. 3 Артикуляция звуков. 4 Орфоэпия гласных согласных. и 1 1 2 20 68 78 10 28 38 5 1 6 5 Социальная практика 8 40 48 6 Итоговые занятия. 1 3 4 45 123 176 Итого: 3. Содержание программы 1-й год обучения 1. Введение в предмет. Техника безопасности. Теория: знакомство с предметом, историей возникновения и развития театральной деятельности, техникой безопасности и правилами поведения; планирование работы на учебный год; Практика: применение полученных знаний на практике. 2. Артикуляционная гимнастика. Теория: Правила выполнения артикуляционной гимнастики. Практика: Упражнения для нижней челюсти, губ, языка. Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Массаж резонаторов. 3. Артикуляция звуков. Теория: Понятие гласных и согласных звуков. Правила произношения гласных и согласных звуков в сочетании. Звукоряд гласных. Практика: Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков в отдельности и в сочетании (глухой, звонкий). Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Работа по укреплению и активизации мышц дыхательно-голосовой опоры. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.. Вибрационный массаж. 4. Орфоэпия гласных и согласных. Теория: основные правила орфоэпии. Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие сведения о языке, его функциях. Ударение в слове. Произнесение гласных звуков «О», «А» в ударном слоге; в предударном слоге; в начале слова; в слогах после ударного гласного; в слогах, удалённых от ударного гласного на 2-3 слога. Произнесение безударных гласных звуков «Я» и «Е». Звук «И» после твёрдой согласной, предлога или при слитном произношении данного и предыдущего слов. Произнесение гласного звука «Е» в сочетаниях «ЯЕ» и «АЕ». Практика: выполнение упражнений со звуками. На разные виды произношения, отработка различных приёмов. 5. Социальная практика Теория: повторение и закрепление изученного материала, общая культура учащихся; правила подготовки к мероприятиям, правила проведения репетиций. Практика: посещение спектаклей и мероприятий, выезды на экскурсии, участие в конкурсах, мероприятиях. 6. Итоговые занятия. Теория: постановка задач по выполнению определённых заданий, анализ выполненной работы; Практика: выполнение поставленных задач, упражнений по заданию педагога. 2-й год обучения 1. Введение в предмет. Техника безопасности. Теория: знакомство с предметом, историей возникновения и развития театральной деятельности, техникой безопасности и правилами поведения; планирование работы на учебный год; Практика: применение полученных знаний на практике. 2. Артикуляция. Теория: Строение голосового аппарата. Новые термины и понятия: диафрагма, резонаторы, артикуляция, вибрационный массаж и др. Особенности и правила проведения упражнений и гимнастики на развитие голосового аппарата. Практика: Упражнения для нижней челюсти, губ, языка. Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках, стихотворной речи и прозе. Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Массаж резонаторов. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков в отдельности и в сочетании (глухой, звонкий). Вибрационный массаж. 3. Орфоэпия гласных и согласных. Теория: Правильное произношение слов. Основы орфоэпического разбора текста и выполнения орфоэпического диктанта. Правила сочетания разных звуков. Практика: Освоение основных норм русского литературного произношения. Произношение согласных звуков «Ч, Щ» и «Ж, Ш, Ц». Произношение звонких согласных в конце слова. Произнесение сочетаний согласных «СЧ» и «ЗЧ». Произношение звонких согласных перед глухими. Произношение глухих согласных перед звонкими согласными. Произношение сочетаний согласных «СШ» и «ЗШ». Произношение сочетаний согласных «СЖ» и «ЗЖ» на стыке приставки и корня, предлога и слова. Произношение сочетаний согласных «ЗЖ» и «ЖЖ» в корне слова. Произношение сочетаний согласных «ТЧ» и «ДЦ». Произношение сочетаний согласных «СТН», «ЗДН», «СТЛ». Индивидуальные занятия с учениками, допускающими ошибки. Орфоэпические разборы текстов и орфоэпические диктанты. 4. Развитие речевого голоса. Теория: Новые термины и понятия: сила голоса, посыл звука, фокус, резонирование, диапозон и др. Основное положение речевого аппарата. Основы начальных навыков фонации. Практика: Упражнения на развитие силы голоса, посыл звука. Направление (фокус), резонирование, высота (диапазон). Работа по нахождению и использованию резонаторов. «Закрытый» звук. «Вывод» звука. Формирование начальных навыков фонации. 5. Социальная практика Теория: повторение и закрепление изученного материала, общая культура учащихся; правила подготовки к мероприятиям, правила проведения репетиций. Практика: посещение спектаклей и мероприятий, выезды на экскурсии, участие в конкурсах, мероприятиях. 6. Итоговые занятия. Теория: постановка задач по выполнению определённых заданий, анализ выполненной работы; Практика: выполнение поставленных задач, упражнений по заданию педагога. 4. Методическое обеспечение программы Особенности работы с учащимися На этом этапе во многом определяется, будут ли ребята стремиться к более углубленному изучению театра. Интенсивность занятий постепенно возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и проката спектаклей им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить изучаемый курс. Занятия позволяют освоить основы актерской техники и работы над ролью, чтобы в дальнейшем использовать эти навыки в процессе создания спектаклей. В основу курса положены методы К.С.Станиславского и его последователей (М.Чехова, Е.Гротовского и др.) Первый и второй годы обучения посвящены в основном технике работы актера над собой, приемам работы над ролью в игровой форме с учетом особенностей возраста. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала. Посещение спектаклей позволяет детям видеть работу других актеров, профессиональных и любителей, взрослых и детей. Это необходимая часть, как обучения, так и приобщения к миру искусства вообще. После каждого просмотренного спектакля педагог подробно разбирает и обсуждает с детьми увиденное, учит их различать компоненты спектакля и соотносить свое творчество с работой других коллективов. На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые детьми на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс концертах. Контроль за знаниями и умениями детей, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и показов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка. Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от студийцев определенных технических навыков. В задачи предмета "Сценическая речь" входят вопросы устной речи, которые не затрагиваются в работе над словом по мастерству актера: это дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные законы речи. Спецификой данного предмета является ее преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение последующего обучения акцент делается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом и дикцией, технике речи, развитию координации слуха и голоса. Описание этапов занятий по программе Педагоги в первую очередь стремятся раскрыть потенциал ребенка, снять внутренние и внешние зажимы, пробудить интерес к миру театра. Интенсивность занятий постепенно возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и выступлений на подмостках, им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить комплекс предметов тренинга. Обучение - процесс достаточно сложный, требующий у ребят включения всех типов мышления. Он строится на основе психофизических возрастных особенностей детей. Начиная познавать актерское мастерство, ребята постепенно проходят путь от простого к более сложному. Формируются мыслительные процессы, которые управляют двигательным аппаратом, эмоциональностью и другими качествами ребенка. В основе обучения лежат принципы: - сознательность, активность и самостоятельность в обучении; - наглядность; - систематичность, последовательность и комплексность; - обучение на высоком уровне трудности; - прочность овладения знаниями, навыками и умениями; - групповой и индивидуальный подход в обучении. Обучение проводится в группе, но индивидуально-личностный подход является приоритетным. На занятиях комбинированно подается теоретический и практический материал, что способствует лучшему усвоению программы. Практический материал строится на основе тренажа (системы упражнений), усложняется из года в год, от одной ступени обучения к другой. Система упражнений - это не только формирование актерского аппарата, куда входит умение владеть речевым аппаратом, дыханием, контроль за эмоциональным состоянием, умение владеть телом, но и осмысленное управления всеми этими составляющими. В обучении по данной программе используются материалы: К.С.Станиславский. «Работа актера над собой» Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера», «Сценические М.А.Чехов «О этюды», В.И технике актера», В.К.Львова, Немирович-Данченко «О Н.К.Шихматов творчестве актера», Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера», В.И.Гугова «Сценическая речь», методическое пособие «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки», а также знания полученные на семинарах и мастер - классах и адаптированные с учетом возрастных особенностей детей. Также ребята посещают спектакли, концерты, музеи, выставки, что положительно сказывается и на мотивации ребенка и на коммуникативных процессах. Условия реализации программы зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, обще студийных мероприятий и занятий; помещение для занятий (соответствующий санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам Сан.Пин. 2.4.4.1251) просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок; гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям; декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии; аппаратура: магнитофон, компьютер; библиотека специальной и психолого-педагогической литературы; музыкальная библиотека. 5. Список литературы 1. Н.А.Акимов «Театральное наследие»; 2. В.Н.Березкин «История сценографии»; 3. Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера»; 4. Н.С. Гутина, А.М.Градова «Театральный костюм»; 5. В.И.Гугова «Сценическая речь»; 6. Дополнительное образование детско-юношеский театр мюзикла; 7. Дополнительное образование «Театр-студия в современной школе»; 8. П,М,Ершов «Режиссура как практическая психология»; 9. П,М,Ершов «Технологии актерского искусства»; 10. Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера»; 11. О.Н.Захаржевская «Костюм для сцены»; 12. И.Кох «Основы сценического движения»; 13. В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды»; 14. С.В.Мерцалова «История костюма»; 15. В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера»; 16. Сб. «Мейерхольд и художники»; 17. Сб. «Техника сцены»; 18. Й.Свобода «Тайна театрального пространства»; 19. К.С.Станиславский «Работа актера над собой»; 20. К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»; 21. В.О.Топорков «О технике актера»; 22. «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки»; 23. М.А.Чехов «О технике актера». Приложение 1 Техника безопасности обучающийся приходит во учреждение за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь; перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место; обучающийся обязан следить за гигиеной своего учебного места; обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога; во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога; обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности; обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу учреждения, соблюдать чистоту и порядок; обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все указания педагога; обучающийся должен проявлять уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам. Приложение 2 Педагогический мониторинг Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим направлениям, которые отличаются друг от друга, прежде всего, основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающем направлении личностного роста: оценивается интеллектуального, по показателям эмоционального, сравнительного социального, физического. Работа в обучающем направлении оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Для оценивания успешной реализации программы применяется бальная система оценок. В течение занятия обучающийся получает оценку по дисциплине (баллы) за выполнение определённых заданий (по 1 баллу за каждое). Данные педагог на каждом занятии заносит в специальную тетрадь. В конце каждого полугодия или перед началом работы над спектаклем подсчитывается сумма баллов по каждой дисциплине и общий бал ребёнка. Ребёнок заинтересован набрать максимальное количество баллов, т.к. это влияет на распределение ролевой нагрузки в спектакле и поощрение лучших студийцев поездками в театр, летней профильной сменой на море и др.. Также данная работа позволяет педагогу отслеживать личный рост каждого ребёнка. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь. К. Станиславский. Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов. Александр Иванович Герцен. Направленность Программа «Сценическая речь» является модифицированной, базового уровня и имеет социально-педагогическую направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.) Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому. Синтетический характер театрального искусства представляется эффективным и уникальным средством художественно эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. В наше время крупных социальных перемен, чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной не занятости подростков. Вакуум заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барьером на пути криминализации подростковой среды является активная духовная работа, отвечающая интересам этого возраста. Детский театр, вооруженный приемами театральной педагогики, становится клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация, через мощное театральное средство – сопереживание. Театр объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится мощным эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс. Особенно важное влияние театр оказывает на «детей улиц», предлагая им неформальное общение, откровенное и серьезное по злободневным и социальным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду. Применение в практике учебно-воспитательной работы посредством театрально художественного искусства кругозора содействует учащихся, общей расширению и социальной общего и культуре, обогащению эстетического чувства и развитию художественного вкуса. Программа театральной студии «Сценическая речь» предлагает учащимися проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык театрального искусства. Он становится более раскрепощенным, у него появляется возможность легче найти контакт не только в коллективе, но и с окружающими людьми, он становится эмоционально отзывчивее и начинает тоньше и глубже чувствовать и познавать окружающий мир. Театр - это такая область творческой деятельности, предметом которой возможно решить многие педагогические проблемы. Образовательная программа ставит своей целью организовать досуг детей и подростков, создать условия для всестороннего развития личности ребенка, раскрытия творческих способностей детей, создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь – это человек. Нет речи – нет человека», – писал известный деятель русского театра Сергей Волконский. Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Это проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей. Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от студийцев определенных технических навыков. Актуальность предмета состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны. Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а решает проблемы гармоничного всестороннего развития личности и прививает устойчивую любовь к родной речи. Спецификой данного предмета является его преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение обучения акцент постепенно перемещается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом, дикцией, технике речи. И здесь много зависит от педагога, от его искусства увлечь детей. Ведь высокая степень увлечённости – основное условие творческого, глубокого овладения материалом. Отличительная особенность При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения сценической речи в высших театральных учебных заведениях, основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах. В обучении по данной программе используются материалы: К.С.Станиславский. «Работа актера над собой» Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера», М.А.Чехов «О технике актера», В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды», В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера», Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера», В.И.Гугова «Сценическая речь», методическое пособие «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки», а также знания, полученные на семинарах и мастер классах и адаптированные с учетом возрастных особенностей детей. Основой занятий по данной программе служит тренинг - группа упражнений. К тренингу относятся те элементарные упражнения, занимаясь которыми учащиеся готовятся к выполнению более сложных или специальных упражнений. Тренинг «разогревает», тренирует внимание, быстроту реакции, фантазию, другие качества, необходимые юному актеру в дальнейших занятиях. Тренинг в обязательном порядке входит в основные театральные дисциплины. Сложность проводимых тренингов увеличивается в соответствии с прохождением программы в целом и поставленным учебно-воспитательными задачами на год. По усмотрению педагога, исходя из целесообразности и учебно- воспитательных задач в определенные учебные дисциплины могут вводится новые темы или темы, которые уже были пройдены ранее. Время прохождения этой темы увеличивается за счет времени, отведенного на менее необходимую тему на данном этапе. После каждого занятия воспитанник получает оценку по каждой дисциплине. В конце каждого месяца или перед началом работы над спектаклем подсчитывается средний бал по каждой дисциплине и общий бал ребёнка. С самого начала учащиеся приучаются работать в присутствии зрителя, в качестве которого может выступать педагог, другие дети данной группы, прочие студийцы или любой посторонний человек. Возможность в течение одного занятия находиться поочередно и на сцене, и в зрительном зале приучает детей к внимательному и ответственному отношению к работе своей и своих товарищей. Принципы обучения и воспитания в коллективе построены так, что каждый воспитанник получает возможность творческой самореализации, приобретает навыки социально активной личности, возможность в будущем проявить себя творчески, инициативно и уверенно не только на театральном поприще, но и в любой другой выбранной профессии. Все это актуально в процессе становления личности гражданина. Цель: развитие природных речевых и голосовых возможностей учащихся для владения голосовым аппаратом и применения этих данных в театральной деятельности. Задачи: Обучающие: знакомство детей с миром театрального искусства; освоение основных принципов актерского мастерства; обучение правильному ориентированию в театральных жанрах при просмотре театральных постановок, кино и т.д.; освоение основных законов постановки спектакля; овладение основами сценической речи; овладение основами сценического движения, пластики; обучение практическому применению полученных знаний; обучение детей элементарным навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем использовать; всем речевым аппаратом и умению его рационально изучение основ овладения литературным произношением, согласно современным нормам русского языка; изучение проблем недостатка дыхания, артикуляции и дикции ребёнка и способы их исправления; Развивающие: развитие и реализация творческих способностей детей и подростков; снятие внутренних зажимов; развитие координации, подвижности двигательного аппарата, ритмичности, свободы движения; укрепление мышечного аппарата в комплексе; развитие чувства сценического пространства; формирование необходимых для занятий способностей (выносливости, концентрации внимания); развитие нетрадиционного, образного мышления, творческого диапазона и желания импровизировать; развитие общей культуры детей; развитие у детей речевого слуха, внимания и памяти; развитие речевых и творческих способностей; развитие их художественного вкуса и эстетического чувства прекрасного; овладение «техникой речи» в соответствии с возрастными и внимательного и индивидуальными возможностями каждого ребёнка. Воспитательные: воспитание культуры общения в коллективе, ответственного отношения к работе; стимулирование развития волевых качеств; воспитание правильного этического и эстетического восприятия не только театрального, но и искусства в целом; воспитание трудолюбия и самодисциплины; воспитание активного, творческого отношения к жизни, самостоятельности и инициативности; воспитание зрительской культуры. формирование увлечённости детей красотой звучащего русского слова; воспитание этических норм поведения, способности работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Возраст учащихся: 3-9 классы Срок реализации: 2 года Формы и режим занятий: Год Количество обучения учащихся группе Количество Количество в часов часов в год в неделю 4 часа (2 1 год 12 чел. 168 часов: раза в 128 часов неделю занятий по 2 часа) социальная и аудиторных 40 часа практика (другие формы работы) 4 часа (2 2 год 12 чел. 168 часов: раза в 128 часов неделю занятий по 2 часа) социальная и аудиторных 40 часа практика (другие формы работы) Занятия проходят в режиме: 40 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых. Набор детей в группы проходит без предварительного отбора. Обязательным требованием является наличие медицинской справки о состоянии здоровья, разрешающей занятия в театральной студии. Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим направлениям, которые отличаются друг от друга, прежде всего, основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающем направлении личностного роста: оценивается интеллектуального, по показателям эмоционального, сравнительного социального, физического. Работа в обучающем направлении оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим направлениям, однако если в младшей группе преобладают развивающие направление (ввод ребенка в мир театра, знакомство с его традициями, историей и жизнью). Важно отметить, что и в группах перед детьми и педагогами ставятся чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Ожидаемые результаты и способы их проверки В спектакле, выпускаемом в первый год обучения, основной упор делается на действенность. Спектакль проходит в закрытом показе (для родителей и педагогов). К концу первого года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками: Знания: · Знать театральную терминологию; · Знать и соблюдать правила поведения за кулисами во время выступления; · Знать основные правила работы с реквизитом; · Знать основные группы мышц речевого аппарата; · Знать технику безопасности; · Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики; Умения: · Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций; · Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы; · Уметь самостоятельно подготовить свое тело к работе; · Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций; · Уметь работать в коллективе и подчиняться общим правилам; Навыки: · Определять мышечный зажим; · Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом; · Выполнять упражнения актерского тренинга и сценической речи в присутствии постороннего человека; · Владеть приемами разминки и разогрева тела. На втором году обучения задачи педагогов состоят в том, чтобы студийцы освоили и применяли в работе над спектаклем действие слова. Обучение предусматривает знакомство с лучшими театрами Москвы, с лучшими всемирно известными спектаклями и кинофильмами. А также основной упор делается в работе над образами. В спектакле появляется множество драматических сцен. К этому времени студийцы готовы выйти на большую сцену перед настоящими зрителями. К концу второго года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками: Знания: Знать структуру и содержание предстоящего выступления; Знать основные правила работы с партнером. Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики; Знать основные правила орфоэпии; Умения: Уметь пользоваться театральной терминологией; Уметь устранять внутренние помехи и зажимы и самостоятельно устранять их; Уметь самостоятельно выполнить разминку; Уметь выполнять базовые танцевальные движения; Уметь сознательно регулировать величину мышечных напряжений; Уметь интонационно выстраивать логику текста; Навыки: Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом; Овладеть навыками правильного дыхания, четкой и громкой речи; Владеть приемами физической разминки и разогрева речевого аппарата; Анализировать, контролировать и оценивать свою речь и речь других детей. Способы проверки усвоения детьми учебного курса программы Работа с учащимися проводится по развивающим и обучающим направлениям, которые отличаются друг от друга, прежде всего, основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающем направлении личностного роста: оценивается по интеллектуального, показателям сравнительного эмоционального, социального, физического. Работа в обучающем направлении оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Для оценивания успешной реализации программы применяется бальная система оценок. В течение занятия воспитанник получает оценку по дисциплине (баллы). В конце каждого полугодия или перед началом работы над спектаклем подсчитывается сумма баллов по каждой дисциплине и общий бал учащегося, что в дальнейшем влияет на распределение ролевой нагрузки в спектакле и поощрение лучших студийцев. 2. Учебно-тематический план 1 год обучения № Названия разделов 1 Введение в Количество часов предмет. Техника безопасности. 2 Артикуляционная гимнастика. 3 Артикуляция звуков. 4 Орфоэпия гласных согласных. и теория практика всего 1 1 2 20 60 80 10 26 36 5 1 6 5 Социальная практика 8 32 40 6 Итоговые занятия. 1 3 4 45 123 168 Итого: 2 год обучения № Названия разделов Количество часов теория практика всего Введение 1 в предмет. Техника безопасности. Артикуляционная 2 гимнастика. 3 Артикуляция звуков. 4 Орфоэпия гласных согласных. и 1 1 2 20 68 78 10 28 38 5 1 6 5 Социальная практика 8 32 40 6 Итоговые занятия. 1 3 4 45 123 168 Итого: 3. Содержание программы 1-й год обучения 1. Введение в предмет. Техника безопасности. Теория: знакомство с предметом, историей возникновения и развития театральной деятельности, техникой безопасности и правилами поведения; планирование работы на учебный год; Практика: применение полученных знаний на практике. 2. Артикуляционная гимнастика. Теория: Правила выполнения артикуляционной гимнастики. Практика: Упражнения для нижней челюсти, губ, языка. Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Массаж резонаторов. 3. Артикуляция звуков. Теория: Понятие гласных и согласных звуков. Правила произношения гласных и согласных звуков в сочетании. Звукоряд гласных. Практика: Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков в отдельности и в сочетании (глухой, звонкий). Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Работа по укреплению и активизации мышц дыхательно-голосовой опоры. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.. Вибрационный массаж. 4. Орфоэпия гласных и согласных. Теория: основные правила орфоэпии. Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие сведения о языке, его функциях. Ударение в слове. Произнесение гласных звуков «О», «А» в ударном слоге; в предударном слоге; в начале слова; в слогах после ударного гласного; в слогах, удалённых от ударного гласного на 2-3 слога. Произнесение безударных гласных звуков «Я» и «Е». Звук «И» после твёрдой согласной, предлога или при слитном произношении данного и предыдущего слов. Произнесение гласного звука «Е» в сочетаниях «ЯЕ» и «АЕ». Практика: выполнение упражнений со звуками. На разные виды произношения, отработка различных приёмов. 5. Социальная практика Теория: повторение и закрепление изученного материала, общая культура учащихся; правила подготовки к мероприятиям, правила проведения репетиций. Практика: посещение спектаклей и мероприятий, выезды на экскурсии, участие в конкурсах, мероприятиях. 6. Итоговые занятия. Теория: постановка задач по выполнению определённых заданий, анализ выполненной работы; Практика: выполнение поставленных задач, упражнений по заданию педагога. 2-й год обучения 1. Введение в предмет. Техника безопасности. Теория: знакомство с предметом, историей возникновения и развития театральной деятельности, техникой безопасности и правилами поведения; планирование работы на учебный год; Практика: применение полученных знаний на практике. 2.Артикуляция. Теория: Строение голосового аппарата. Новые термины и понятия: диафрагма, резонаторы, артикуляция, вибрационный массаж и др. Особенности и правила проведения упражнений и гимнастики на развитие голосового аппарата. Практика: Упражнения для нижней челюсти, губ, языка. Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках, стихотворной речи и прозе. Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Массаж резонаторов. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков в отдельности и в сочетании (глухой, звонкий). Вибрационный массаж. 3. Орфоэпия гласных и согласных. Теория: Правильное произношение слов. Основы орфоэпического разбора текста и выполнения орфоэпического диктанта. Правила сочетания разных звуков. Практика: Освоение основных норм русского литературного произношения. Произношение согласных звуков «Ч, Щ» и «Ж, Ш, Ц». Произношение звонких согласных в конце слова. Произнесение сочетаний согласных «СЧ» и «ЗЧ». Произношение звонких согласных перед глухими. Произношение глухих согласных перед звонкими согласными. Произношение сочетаний согласных «СШ» и «ЗШ». Произношение сочетаний согласных «СЖ» и «ЗЖ» на стыке приставки и корня, предлога и слова. Произношение сочетаний согласных «ЗЖ» и «ЖЖ» в корне слова. Произношение сочетаний согласных «ТЧ» и «ДЦ». Произношение сочетаний согласных «СТН», «ЗДН», «СТЛ». Индивидуальные занятия с учениками, допускающими ошибки. Орфоэпические разборы текстов и орфоэпические диктанты. 4. Развитие речевого голоса. Теория: Новые термины и понятия: сила голоса, посыл звука, фокус, резонирование, диапозон и др. Основное положение речевого аппарата. Основы начальных навыков фонации. Практика: Упражнения на развитие силы голоса, посыл звука. Направление (фокус), резонирование, высота (диапазон). Работа по нахождению и использованию резонаторов. «Закрытый» звук. «Вывод» звука. Формирование начальных навыков фонации. 5. Социальная практика Теория: повторение и закрепление изученного материала, общая культура учащихся; правила подготовки к мероприятиям, правила проведения репетиций. Практика: посещение спектаклей и мероприятий, выезды на экскурсии, участие в конкурсах, мероприятиях. 6. Итоговые занятия. Теория: постановка задач по выполнению определённых заданий, анализ выполненной работы; Практика: выполнение поставленных задач, упражнений по заданию педагога. 4. Методическое обеспечение программы Особенности работы с учащимися На этом этапе во многом определяется, будут ли ребята стремиться к более углубленному изучению театра. Интенсивность занятий постепенно возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и проката спектаклей им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить изучаемый курс. Занятия позволяют освоить основы актерской техники и работы над ролью, чтобы в дальнейшем использовать эти навыки в процессе создания спектаклей. В основу курса положены методы К.С.Станиславского и его последователей (М.Чехова, Е.Гротовского и др.) Первый и второй годы обучения посвящены в основном технике работы актера над собой, приемам работы над ролью в игровой форме с учетом особенностей возраста. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала. Посещение спектаклей позволяет детям видеть работу других актеров, профессиональных и любителей, взрослых и детей. Это необходимая часть, как обучения, так и приобщения к миру искусства вообще. После каждого просмотренного спектакля педагог подробно разбирает и обсуждает с детьми увиденное, учит их различать компоненты спектакля и соотносить свое творчество с работой других коллективов. На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые детьми на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс - концертах. Контроль за знаниями и умениями детей, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и показов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка. Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от студийцев определенных технических навыков. В задачи предмета "Сценическая речь" входят вопросы устной речи, которые не затрагиваются в работе над словом по мастерству актера: это дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные законы речи. Спецификой данного предмета является ее преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение последующего обучения акцент делается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом и дикцией, технике речи, развитию координации слуха и голоса. Описание этапов занятий по программе Педагоги в первую очередь стремятся раскрыть потенциал ребенка, снять внутренние и внешние зажимы, пробудить интерес к миру театра. Интенсивность занятий постепенно возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и выступлений на подмостках, им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить комплекс предметов тренинга. Обучение - процесс достаточно сложный, требующий у ребят включения всех типов мышления. Он строится на основе психофизических возрастных особенностей детей. Начиная познавать актерское мастерство, ребята постепенно проходят путь от простого к более сложному. Формируются мыслительные процессы, которые управляют двигательным аппаратом, эмоциональностью и другими качествами ребенка. В основе обучения лежат принципы: - сознательность, активность и самостоятельность в обучении; - наглядность; - систематичность, последовательность и комплексность; - обучение на высоком уровне трудности; - прочность овладения знаниями, навыками и умениями; - групповой и индивидуальный подход в обучении. Обучение проводится в группе, но индивидуально-личностный подход является приоритетным. На занятиях комбинированно подается теоретический и практический материал, что способствует лучшему усвоению программы. Практический материал строится на основе тренажа (системы упражнений), усложняется из года в год, от одной ступени обучения к другой. Система упражнений - это не только формирование актерского аппарата, куда входит умение владеть речевым аппаратом, дыханием, контроль за эмоциональным состоянием, умение владеть телом, но и осмысленное управления всеми этими составляющими. В обучении по данной программе используются материалы: К.С.Станиславский. «Работа актера над собой» Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера», «Сценические М.А.Чехов «О этюды», В.И технике актера», В.К.Львова, Немирович-Данченко «О Н.К.Шихматов творчестве актера», Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера», В.И.Гугова «Сценическая речь», методическое пособие «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки», а также знания полученные на семинарах и мастер - классах и адаптированные с учетом возрастных особенностей детей. Также ребята посещают спектакли, концерты, музеи, выставки, что положительно сказывается и на мотивации ребенка и на коммуникативных процессах. Условия реализации программы зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, обще студийных мероприятий и занятий; помещение для занятий (соответствующий санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам Сан.Пин. 2.4.4.1251) просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок; гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям; декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии; аппаратура: магнитофон, компьютер; библиотека специальной и психолого-педагогической литературы; музыкальная библиотека. 5. Список литературы 24. Н.А.Акимов «Театральное наследие»; 25. В.Н.Березкин «История сценографии»; 26. Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера»; 27. Н.С. Гутина, А.М.Градова «Театральный костюм»; 28. В.И.Гугова «Сценическая речь»; 29. Дополнительное образование детско-юношеский театр мюзикла; 30. Дополнительное образование «Театр-студия в современной школе»; 31. П,М,Ершов «Режиссура как практическая психология»; 32. П,М,Ершов «Технологии актерского искусства»; 33. Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера»; 34. О.Н.Захаржевская «Костюм для сцены»; 35. И.Кох «Основы сценического движения»; 36. В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды»; 37. С.В.Мерцалова «История костюма»; 38. В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера»; 39. Сб. «Мейерхольд и художники»; 40. Сб. «Техника сцены»; 41. Й.Свобода «Тайна театрального пространства»; 42. К.С.Станиславский «Работа актера над собой»; 43. К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»; 44. В.О.Топорков «О технике актера»; 45. «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки»; 46. М.А.Чехов «О технике актера». Приложение 1 Техника безопасности обучающийся приходит во учреждение за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь; перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место; обучающийся обязан следить за гигиеной своего учебного места; обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога; во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога; обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности; обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу учреждения, соблюдать чистоту и порядок; обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все указания педагога; обучающийся должен проявлять уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам. Приложение 2 Педагогический мониторинг Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим направлениям, которые отличаются друг от друга, прежде всего, основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающем направлении личностного роста: оценивается интеллектуального, по показателям эмоционального, сравнительного социального, физического. Работа в обучающем направлении оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Для оценивания успешной реализации программы применяется бальная система оценок. В течение занятия обучающийся получает оценку по дисциплине (баллы) за выполнение определённых заданий (по 1 баллу за каждое). Данные педагог на каждом занятии заносит в специальную тетрадь. В конце каждого полугодия или перед началом работы над спектаклем подсчитывается сумма баллов по каждой дисциплине и общий бал ребёнка. Ребёнок заинтересован набрать максимальное количество баллов, т.к. это влияет на распределение ролевой нагрузки в спектакле и поощрение лучших студийцев поездками в театр, летней профильной сменой на море и др.. Также данная работа позволяет педагогу отслеживать личный рост каждого ребёнка.