Пояснительная записка
Рабочая программа
движения»
дополнительного образования
«Юные инспектора
дорожного
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273 –
ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №
1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,
утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования";
- Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».
Цель программы «Юные инспектора дорожного движения» — вовлечь учащихся 10—17
лет в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с
содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Занятия проводятся два раза в неделю.
Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся
общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе занятий обучающиеся получают знания и навыки о безопасных правилах поведения на
дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций.
Рабочая программа составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ СОШ
№17. Занятия проводятся в объеме 34 часов при нагрузке 1 час в неделю.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» от 28 октября 2002 г. №129-ФЗ, ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ), ФЗ от 10
января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от
29.07.2017) "О пожарной безопасности", ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О
гражданской обороне", ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 26 июля
2017 года), №196–ФЗ
и др.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на
базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.
Возраст обучающихся — все желающие 10 – 17 лет;
Продолжительность освоения программы — 1 год(34 часа);
Продолжительность одного занятия – 40 минут;
Направление: спортивно-оздоровительное.
Цели и задачи реализации программы:
Цели:
• понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и
общественной ценности;
• уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека,
правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
• антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их
нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
• готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию;
• привить устойчивые навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации;
• вовлечь обучающихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма;
•
познакомить обучающихся
с содержанием работы специалистов, обеспечивающих
безопасность дорожного движения.
Задачи: - изучить правила безопасного поведения на дороге, улице с учетом возрастных
особенностей обучающихся;
- обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать чувство ответственности за личную и общественную безопасность;
- познакомить с работой современных технических устройств, используемых в
различных службах ГИБДД;
- дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного
травматизма;
-
развивать
коммуникативные
качества
личности
для
ответственного
и
осознанного поведения во время экстремальных ситуаций;
- привитие
навыков оказания первой необходимой помощи в различных
жизненных ситуациях;
- научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях;
- развить
природные задатки,
способствующие
успеху в
социальном
и
профессиональном самоопределении детей.
Главными задачами обучения в школе являются развитие у детей чувства ответственности за
свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих,
стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и
навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Планируемые результаты внеурочных занятий
«Юные инспектора дорожного движения»
Выпускник научится:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
-классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
- анализировать состояние своего здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
- извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при растяжениях;
- оказывать первую помощь при вывихах;
- оказывать первую помощь при переломах;
- оказывать первую помощь при ожогах;
- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
- оказывать первую помощь при отравлениях;
- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
- оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять права покупателя;
- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую
и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на
состояние своего здоровья;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
- оказывать первую помощь при коме;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
-
использовать
для
решения
коммуникативных
задач
в
области
безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для
доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.
Содержание курса
внеурочных занятий
отряда «Юные инспектора дорожного движения»
1. Понятие об участниках дорожного движения
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и
регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным
дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Правила
для
пешеходов
и
водителей транспортных
средств.
Виды
перекрёстков
и
правила
разъезда
на
них. Ответственность за
нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных
дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.
Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор
дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические
основы устойчивости
двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях
площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в
практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными
экзаменаторами.
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная
помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы
остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила
транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной
помощи пострадавшему.
7.
Профилактика детского дорожного травматизма Виды и назначение автогородков.
Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического
оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения
на занятиях в автогородке.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.
8.
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного
движения
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам
безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных
средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т.
п.
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение
соревнований.
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных
инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
Учебно-тематический план
внеурочных занятий
«Юные инспектора дорожного движения»
№ п/п
1-2
Темы
Понятие об участниках дорожного движения
3-10 Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
11-17 Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
18-19 Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
20-21 Правила
безопасного
дорожного движения пешеходов и автотранспорта
22-23 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
24-25 Профилактика детского дорожного травматизма
26-27 Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения
28-32 Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
33-34 Выступление
агитбригады юных инспекторов дорожного движения
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий
№
занятия
«Юные инспектора дорожного движения»
Дата
К-
проведения
во
Виды деятельности
ча
(элементы содержания,
со
контроль)
Тема занятия
план факт
Планируемые результаты
( метапредметные УУД,
личностные УУД)
в
1
сент
Понятие об
Беседа с учащимися о
Понимание роли и значения
участниках
ПДД. Просмотр фильма,
знаний ПДД в
дорожного
(теоретич).
формировании личностных
2
движения
2
3
сент
Правила
окт
безопасного
нояб
качеств, в активном
8
решение ситуационных
включении в ЗОЖ,
задач
укреплении и сохранении
поведения на
индивидуального здоровья;
дорогах и
овладение системой знаний
улицах
о ПДД
Освоение
7
Игры, решение
систематических применени
дека
4
5
6
7
янва
янв
фев
фев
навыков
ситуационных задач,
ях с различной
безопасного
викторин
функциональной
движения
направленностью.
пешехода и
Формирование умений
велосипедиста
осознанного построения
Освоение
2
Беседа , игры, викторина, речевого высказывания в
приёмов
устной форме. Отвечать на
профилактиче
простые вопросы учителя,
ских и
находить нужную
ремонтных
информацию в учебнике и
работ
дополнительной литературе.
велосипеда
Развиваем умения извлекать
Правила
2
Беседа , игры, викторина, информацию.
безопасного
решение ситуационных
Моделирование, выбор
дорожного
задач
наиболее эффективных
движения
способов решения
пешеходов и
предложенной
автотранспорт
ситуации. Анализ ситуации.
а
Правила предупреждения
Оказание
2
Беседа , игры, викторина, травматизма во время
первой
решение ситуационных
занятий.
доврачебной
задач
Формирование стартовой
помощи
мотивации к изучению
пострадавшим
нового; ориентирование в
в ДТП
информационном простран-
Профилактика
стве.
детского до-
Выявлять сущность,
рожного
2
особенности объектов.
На основе анализа объектов
травматизма
8
март
Подготовка и
проведение
2
Игры, решение
ситуационных задач
делать выводы.
Определять цель
игр и
выполнения заданий на
конкурсов
занятиях, в жизненных
юных зна-
ситуациях под руководством
токов
учителя.
правил
Участвовать в диалоге на
дорожного
занятиях и в жизненных
движения
9
10
апр
май
ситуациях. Отвечатьвопросы
Игры, решение
учителя, товарищей по
проведение
ситуационных задач ,
классу.
соревнований
соревнования
Освоение начальных форм
Подготовка и
5
«Безопасное
познавательной и
колесо»
личностной рефлексии.
Выступление
Формирование умения
агитбригады
планировать,
юных
контролировать и оценивать
инспекторов
различные ситуации;
дорожного
определять наиболее
движения
эффективные способы
решения. Развитие
самостоятельности и личной
ответственности за свои
поступки.Формирование
целостного, социально
ориентированного взгляда
на мир в его органичном
единстве
2
разнообразии.Формирование
и проявление
положительных качеств
личности,
дисциплинированности,
ответственности.
Развитие самостоятельности
и личной ответственности за
свои поступки на основе
знаний о ППД.
Развитие осознанных
навыков езды на велосипеде
в соответствии с ПДД,
профилактики травматизма.
ИТОГО: 34