Рабочая программа доп.образования ДЮП

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования отряда «Дружина юных
пожарных»

разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС) на основе

следующих

нормативных документов:
-

Федеральный

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

от

29.12.2012 г., № 273 – ФЗ;
-

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.12.2010 г.

№ 1897 «Об

утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный

стандарт

основного

общего

образования,

утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
г. № 1897»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей;
- Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об
организации

внеурочной

деятельности

при

введении

федерального

государственного образовательного стандарта общего образования";
- Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №17».

Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у
обучающихся

общеобразовательной школы основных понятий в области

безопасности жизнедеятельности.
Рабочая учебная программа внеурочного занятия составлена из расчета часов,
указанных в учебном плане МБОУ СОШ №17 в объеме 34 часов при нагрузке 1 час в
неделю.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных
законов: ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от
28 октября 2002 г. №129-ФЗ, ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ), ФЗ от 10 января 2002 г.
№ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от
29.07.2017) "О пожарной безопасности", ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от
30.12.2015) "О гражданской обороне", ФЗ «О безопасности дорожного движения»
(с изменениями на 26 июля 2017 года), №196–ФЗ
Актуальной

проблемой

современной

и др.
жизни

являются

пожарная

безопасность, терроризм, криминогенная опасность, экстремальные ситуации.
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую
опасных, поэтому в одиночку с ними не справиться.
Стихийные

бедствия,

автодорожные

катастрофы,

пожары,

аварии

на

производстве. Правильное поведение нередко спасает даже в самой, казалось бы,
безысходной ситуации. Безусловно, если человеку грозит беда, у него срабатывает
инстинкт самосохранения, и он пытается спастись любым путём. Однако нередко,
движимый этим инстинктом, он теряет самообладание.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических
особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся
обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в
состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и
такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же ситуации.
Чем труднее ситуация для ребёнка и чем больше сообразительность и скорость в
принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в

центральной нервной системе ребёнка. Возникает необходимость познакомить
детей с правилами безопасного поведения и выживания в обществе, выработать
автоматизм безопасного поведения, вооружить знаниями и научить использовать
опыт, накопленный в обществе.
Важно организовать такой процесс профилактической работы, который дал бы
обучающимся

возможность получения полезных знаний, а также в ходе

разнообразной

профилактической

работы

прививать

устойчивые

навыки

безопасного поведения в любой ситуации.

Цель программы

— повышение уровня знаний учащихся по пожарной

безопасности, подготовка юношеских добровольных пожарных дружин.
Обучаться могут школьники начальной и основной школы (в смешанных
группах); занятия проводятся два раза в неделю в классе с использованием
современных компьютерных технологий.
Освоение программы предполагает, что дети будут знать:
— основные положения нормативных документов по организации тушения
пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
— принципы организации и порядок тушения пожаров;
—

особенности

применения

специальных

средств

пожаротушения,

оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
— приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;
—

способы переноски и транспортировки пострадавших при различных

травмах.
Возраст обучающихся — все желающие (10 – 17 лет);
Продолжительность освоения программы — 1 год (34 часа);
Продолжительность одного занятия – 40 минут;
Направление: спортивно-оздоровительное.
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности
отряда «Дружина юных пожарных»

Дети научатся:
—

применять и эффективно использовать спасательную технику, средства

пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
— оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
— контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах
и других чрезвычайных ситуациях.
Дети будут иметь представление:
— об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
—

о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и

средств пожаротушения;
— о природных явлениях региона;
— о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров
различных категорий на различных объектах.
Занятия проводят преподаватели основ безопасности жизнедеятельности,
сотрудники

Государственного

пожарного надзора (далее — ГПН), работники

добровольных пожарных обществ, а в сельских населённых пунктах —
преподаватели, сотрудники ГПН, начальники добровольных пожарных формирований. По тактико-технической подготовке проводятся практические занятия с
посещением территориальных подразделений Государственной противопожарной
службы.
Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния
различных образовательных учреждений микрорайона школы, в устранении
нарушений, выступают в составе агитбригад.
Итоги занятий подводятся в форме показательных выступлений по пожарноприкладным видам спорта.

Содержание курса
1. Пожарно-профилактическая подготовка
Цели и задачи дружин юных пожарных. Обязанности и права члена дружины.
Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков
разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной
на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи
органам госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении
профилактической работы и ликвидации пожаров.
Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки
и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего
школьного и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем;
участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов,
животноводческих построек и населенных пунктов; следят за содержанием в
исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную
помощь в случае возникновения пожара1 и принимают активное участие в охране
имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные
поручения руководителя тушения пожара.
Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено.
Обязанности и права дружинника.
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных
пожарных организаций.
Российская пожарная охрана и её задачи. Значение ленинского декрета от 17
апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем».
Предупреждение пожаров— основное направление деятельности
охраны и

добровольных пожарных организации.

пожарной

Использование достижений

науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров.
Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы
мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За
отвагу на пожаре» и другими правительственными наградами.

Огонь — друг и враг человека.
Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как
человек научился управлять огнем.
Какой вред наносит огонь (когда он вырывается из повиновения) человеку.
Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в
обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с
огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в
результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и
материалов.
Причины возникновения пожара.
Небрежность — основная причина возникновения пожаров. Пожарная
опасность

бытовых

нагревательных

приборов

(плитки,

утюги,

керогазы,

керосинки, примусы и т. д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие
замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления — основная причина
пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий,
перегрузок и т. д.
Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения
правил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического
электричества. Понятие о пожарной профилактике.
Противопожарный режим в школе.
Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план
эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов,
электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в
производственных мастерских.
Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных
пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и
других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних
оздоровительных лагерях.

Меры пожарной безопасности режим в жилом доме.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения
открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления,
эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина,
бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на
путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т. д.
Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и
изделий в аэрозольном исполнении.
Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности:
незадымляемые

лестничные

клетки,

переходные

балконы,

системы

автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.
Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности.
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения.
Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с
набором пожарного инвентаря.
Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых
зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок
применения на пожаре.
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие,
указательные, примеры их применения и места их установки.
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Основные

сведения

об

установках

пожаротушения:

спринклерные

и

дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые,
порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые.
Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос,
автомашина связи
и освещения и т. д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарнотехническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок
применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
Боевая одежда, снаряжение защиты органов дыхания пожарного.
Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в
пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.
Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой
техники для целей пожаротушения.
Правила поведения людей при пожаре.
Правила

поведения

людей,

которым

угрожает

опасность

пожара,

предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения
электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.
Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова
пожарной помощи, встречи пожарных подразделений; выполнение поручений
руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.
Прикладной спорт юных пожарных.
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов
спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия; преодоление 80 и 100метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на второй этаж
учебной

башни;

развертывание.

пожарная

эстафета

(5х80;

4х100);

двоеборье;

боевое

Учебно-тематический план
внеурочной деятельности
отряда «Дружина юных пожарных»
№
Темы

занятия

1,2

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны
и добровольных пожарных дружин в России. Обязанности и права члена дружины

3

Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных дружин в России.

4

Огонь, что это такое? Пожар как явление.

5-8

Основные характеристики горючей среды и источников

9,10

От чего происходят пожары-причины. Данные по пожарам за последний год

11,12

Рассказы и сообщения о некоторых характерных пожарах

13-16

Правила пожарной безопасности в школе, в быту и в лесу

17,18

Что делать при возникновении пожара- алгоритм действий?

19

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

20,21

Средства

22-24

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование

25
26-28
29

противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения

Основы профессии пожарного
Первичная доврачебная помощь при пожаре
Противопожарное водоснабжение

30,31

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт

32-34

Соревнование по пожарно-спасательному спорту

Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
отряда «Дружина юных пожарных»

№

занятия

Дата
проведения
пла
н

Тема занятия
факт

К-во

деятельности

часо

(элементы

в

содержания,

4

5

Вводное занятие. Цели

Учатся

развитие умений применять изученные

т

и задачи дружин юных

правилам

понятия, результаты, методы для решения

пожарных. Развитие

поведения во

задач практического характера и задач из

время

смежных дисциплин с использованием при

внеурочной

необходимости справочных материалов;

пожарных дружин в

деятельности.

развитие умений оценивать окружающие его

России. Обязанности и

Формулируют

предметы и явления с точки зрения пожарной

права члена дружины

цель и задачи

безопасности, предвидеть возможность

сен

Развитие пожарной

работы

возникновения пожара и прогнозировать его

т

охраны и добровольных

объединения

последствия;

Формируют

развитие и совершенствование навыков

представление

оказания первой помощи;

об обстановке

применение на практике методов и форм

по пожарам

противопожарной безопасности;

Формируют

планирование профилактической

представление

деятельности с ровесниками и младшими

об истории

школьниками;

источников

пожарной

использование методов получения знаний,

ноя

От чего происходят

охраны, о роли

характерных для социальных и исторических

б

пожары. Данные по

пожарных

наук: объяснение, использование

организаций

статистических данных;

Формируют

реализация своих творческих способностей

представление о

при проведении профилактической работы по

правилах

ППБ: составлять сценарии, выполнять

пожарной

рисунки;

безопасности.

развитие умений убеждать окружающих в

пожарной охраны
и добровольных

пожарных дружин в

2

1

сен

Что такое огонь?

т

Пожар как явление.

окт

Основные

,

характеристики
горючей среды и

пожарам за последний

1

4

2

год
6

( метапредметные УУД, личностные УУД)

контроль)

России.
3

Планируемые результаты

сен

1

2

Виды

ноя

Рассказы о некоторых

б

характерных пожарах

2

необходимости проведения
профилактической работы и привитие им

навыков пожаробезопасного поведения;
осознание своей ответственности за качество
выполненного проекта;
развитие умений презентовать свою работу,
участвовать в обсуждении - коллективной
оценочной деятельности;
развитие умений проводить игры, беседы с
детьми младшего возраста,
взаимодействовать с другими членами отряда
ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе
проведения профилактической работы.
приобретение обучающимися знаний по
технике безопасности и жизненноважным
навыкам;
формирование интереса к регулярным
занятиям спортом, повышение спортивного
мастерства; овладение двигательными
умениями и навыками, улучшение
физической подготовки, повышение
культурного уровня

7

дек

Правила пожарной

а

безопасности в школе и

4

в быту
8

9

янв

Что делать при

а

возникновении пожара?

янв

Ответственность за

а

нарушение правил

2

1

пожарной безопасности

развитие умений применять изученные

обязанности по

понятия, результаты, методы для решения

работе в

задач практического характера и задач из

объединении

смежных дисциплин с использованием при

Формируют

необходимости справочных материалов;

представление о

развитие умений оценивать окружающие его

профессии

предметы и явления с точки зрения пожарной

пожарного.

безопасности, предвидеть возможность

фе

Средства

возникновения пожара и прогнозировать его

в

противопожарной

последствия;

защиты и тушения

10

2

развитие и совершенствование навыков

пожаров. Общие

оказания первой помощи;

сведения

применение на практике методов и форм

ма

Первичные средства

противопожарной безопасности;

рт

тушения пожаров.

планирование профилактической

Пожарные автомобили

11

12

Распределяют

3

деятельности с ровесниками и младшими

и противопожарное

школьниками;

оборудование

использование методов получения знаний,

ма

Основы профессии

характерных для социальных и исторических

рт

пожарного

наук: объяснение, использование
статистических данных;
1

реализация своих творческих способностей
при проведении профилактической работы по
ППБ: составлять сценарии, выполнять

рисунки;
развитие умений убеждать окружающих в
необходимости проведения
профилактической работы и привитие им
навыков пожаробезопасного поведения;
осознание своей ответственности за качество
выполненного проекта;
развитие умений презентовать свою работу,
участвовать в обсуждении - коллективной
оценочной деятельности;
развитие умений проводить игры, беседы с
детьми младшего возраста,
взаимодействовать с другими членами отряда
ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе
проведения профилактической работы.
приобретение обучающимися знаний по
технике безопасности и жизненноважным
навыкам;
формирование интереса к регулярным
занятиям спортом, повышение спортивного
мастерства; овладение двигательными
умениями и навыками, улучшение
физической подготовки, повышение
культурного уровня
апр

Первичная доврачебная
помощь при пожаре

апр

Противопожарное
водоснабжение

ма

Пожарно-строевая

й

подготовка и пожарно-

3

1

2

спасательный спорт
ма

Соревнование по

й

пожарно-спасательному

3

спорту
ИТОГО:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».