Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Танцевальный звездопад» составлена и разработана в соответствии с
требованиями:
-Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области № 162-Д от 30.03.2018 «Об утверждении концепции развития
образования детей на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
-Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области № 136-Д от 26.01.2020 «О проведении сертификации
дополнительного образования программ для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №
533 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)";
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 N «28» Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816"Об утверждении Порядка применения организациями
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ".
АКТУАЛЬНОСТЬ
Важной задачей художественно-эстетического воспитания является развитие
творческих интересов и способностей у обучающихся в той или иной области
искусства.
«Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет находить,
чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления
и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты» – так
определяют конечную цель эстетического воспитания краткий словарь
«Семейное воспитание».
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Наряду с пониманием и
созданием прекрасного хореография развивает образное мышление и
фантазию, гармонию, пластику. Танцевальное искусство подразумевает
развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать
с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную
силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем
формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные
манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Занятия танцами дисциплинируют, помогают лучшему согласованию мысли
и действий, воспитывают одаренную, трудовую, физически крепкую,
творческую личность. Также танец является своеобразной формой общения
всех находящихся не только на сцене, но и в зрительном зале.
Рабочая программа рассчитана на детей с 7 до 11 лет, а это период
интенсивного физического развития, когда организм растет, происходит
процесс окостенения и формирования поясницы (этим объясняется
непоседливость детей). У детей преобладает непроизвольное внимание, их
память и мышление носят образный характер.
Вывод. Эстетическое воспитание человека играет важную роль в его жизни.
Учитывая необходимость физической активности детей с 7 до 11 лет, их
образное мышление, а также учебный вид деятельности как ведущий, можно
прийти к выводу, что занятия танцами являются актуальным видом
деятельности для данной возрастной категории.
Особенностью данной программы является то, что она ориентирована на
воспитание хореографической культуры и привития начальных навыков в
искусстве танца, поэтому заниматься по ней могут дети, независимо от
наличия у них специальных физических данных. Также в программу
включены занятия по актерскому мастерству и акробатике, что позволяет
формировать физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную
целостность.
Адресат
Программа рассчитана на детей 7 – 11 лет.
Психолого-педагогические особенности детей 7-11 лет
7-11 лет — это период интенсивного физического развития, организм
растет, происходит процесс окостенения и формирования поясницы (этим
объясняется непоседливость детей). Формируются способности к
целенаправленному систематическому труду. Внимание неустойчиво
(преобладает непроизвольное внимание). Память и мышление носят
образный характер. Возрастная особенность - подражание старшим.
Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе,
готовности учиться, чувства дружбы, товарищества, любви к Родине.
Нравственные качества становятся более устойчивыми.
Характерные положительные черты - доверчивость, бескорыстие, чистота,
сердечность, доверие к педагогам. Отрицательные качества - недостаточная
самостоятельность, легкая внушаемость, некритичный подход к людям,
непоседливость, слабость воли, упрямство есть следствие волевого протеста,
а безответственность и подвижность детей естественны.
Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же
время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая
дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти
компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Сосредоточенность,
концентрация внимания у детей младшего школьного возраста может быть
достаточно интенсивной, особенно при выполнении интересной работы.
Однако, устойчивость внимания недостаточно развита, могут часто
отвлекаться. Таким образом, внимание младших школьников непроизвольно,
недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь учебный
процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания.
Мышление у детей младшего школьного возраста развивается от
эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами,
красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д.
Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти
особенности детского мышления.
Количество обучающихся: 18 человек.
Принцип формирования: Группа формируется по интересам, по желанию
детей
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы
Годовой объем освоения программы состоит из 35 недель всего – 70 часов
Срок освоения программы - 1 год
Уровень программы: Базовый уровень программы. Программа направлена
на установку межличностных отношений и системы ценностей в коллективе,
главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности
воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется
как метод обучения развития и воспитания.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью программы является приобщение учащихся к танцевальному
искусству, развитие их художественного хореографического вкуса,
потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
Развивающие:
помочь в овладении основными приемами актерского мастерства;
развить сценическую культуру;
развить творческое мышление, умение использовать полученные знания,
навыки и умение в сценической практике;
научить работать в паре и команде.
Обучающие:
развить силу, ловкость и координацию движений;
обучить ориентироваться в пространстве, понимать ритм, темп, сильную
долю;
выработать осанку, правильную постановку корпуса, рук, ног, головы;
Воспитательные:
совершенствовать нравственно-эстетические, духовные и физические
потребности;
воспитывать уважение к личности другого;
воспитать личности учащихся.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Форма обучения: очная, групповая.
Виды занятий: занятие-беседа, занятие–тренировка, занятие-мастеркласс, концерт, конкурс, праздник, итоговое занятие, развлечение.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового
обучения, коллективного обучения, игровой деятельности, коллективной
творческой деятельности.
Формы итогового и промежуточного контроля:
Контроль, используемый на танцевальных занятиях, проходит в групповой,
фронтальной, индивидуальной форме. Используется также
комбинированный контроль, самоконтроль.
В марте дети выступают на отчетном концерте «Формула успеха». В течение
года должно быть не более 3-4 выступлений. Частые выступления отнимают
у детей много сил, резко снижается художественный уровень
исполнительской работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в
процессе занятия и в ходе работы над постановками. В течение прохождения
программы ученикам следует усвоить определенный минимум знаний,
умений, навыков, сведений по хореографии. На каждом этапе обучения
дается материал по основным четырем разделам:
1.
азбука музыкального движения;
2.
элементы классического танца;
3.
актерское мастерство;
4.
музыкально-подвижные игры.
Программа разделена на отдельные тематические часы, но в связи со
спецификой занятий в хореографическом кружке границы их несколько
сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы нескольких
разделов. Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный
педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи
эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.
В основе преподавания азбуки музыкального движения, классического,
эстрадного танца лежит профессиональная методика, без которой учащиеся
не смогут получить необходимые навыки.
Первый раздел включает коллективно-порядковые и ритмические
упражнения, музыкально-ритмические разминки, парные и круговые пляски,
имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. Они строятся
на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и
времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание
происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
В раздел входят упражнения для согласования движений с музыкой,
строевые, общеразвивающие упражнения: акцентированная ходьба,
ритмические хлопки с притопами и без и др; «Танец сидя», «Канарейки»,
«Бабка Ежка» и другие ритмические танцы;
Второй раздел включает элементы классического танца и упражнения,
подготавливающие учеников к более сложным движениям и физической
нагрузке. Они укрепляют мышцы спины, рук, ног, формируют осанку,
способствуют развитию координации движений.
В данном разделе изучаются позиции рук (I-III) и ног (I-VI), а так же
варианты их комбинаций, основные элементы экзерсиса: присед, полуприсед,
батман тандю (вытянутый), ронд де жамб партер, пор де бра.
Третий раздел «Актерское мастерство» включает в себя коллективные,
подгрупповые и парные упражнения, сюжетно-игровые танцы («Цыплятки»,
«Белка с орешками», «Музыкальный Дед Мороз» и др.), релаксационные
упражнения («Снежки», «Лед и пламя») . Целью упражнений является
сплочение коллектива, развитие умение коммуницировать, формирование
дружеских отношений, снятие напряжение и раскрытие актерского
потенциала.
Четвертый раздел музыкально-подвижных игр содержит упражнения,
применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы
имитации («Горячая картошка», «Рыбалка»), подражания (игры
«Жаворонок», «Воробьи»), образные сравнения («Молекулы», «Месяц и
звезды»), ролевые ситуации (В гости к Карлсону), соревнования («Бег с
мячами) – все то, что требуется для достижения поставленной цели при
проведении занятий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные:
владеют основными приемами актерского мастерства;
развита сценическая культура;
умеют творчески мыслить, использовать полученные знания, навыки и
умение в сценической практике;
умеют легко работать в паре и команде.
Предметные:
развита сила, ловкость, движения координированы;
умеют ориентироваться в пространстве, чувствуют и понимают ритм, темп,
сильную долю;
правильная осанка, корпус, положение рук, ног и головы.
Личностные:
совершенствуются нравственно-эстетические, духовные и физические
потребности;
дети уважают личность друг друга;
дети проявляют свою индивидуальность.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Учебно-тематическое планирование
Название раздела
Количество часов
Всего Теория Практика
Вводная часть
1
1
Азбука музыкального
15
2
13
движения
Партерная гимнастика
5
1
4
Актерское мастерство
10
2
8
Основы классического
10
2
8
танца
Музыкально–подвижные 10
2
8
игры
Постановочная и
11
3
8
репетиционная работа
Участие в конкурсах и
4
0
4
концертах
Импровизация
4
0
4
Всего
70
13
Форма
контроля
Опрос
Наблюдение
Наблюдение
Урок-отчет
Концерт
Наблюдение
Контрольные
занятия
Выступление
на концертах
Уроксоревнование
57
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Материально-техническое обеспечение
музыкальная колонка
флешкарта
костюмы
атрибуты к танцам
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования с
незаконченным высшим педагогическим образованием по профилю
«Музыкально-театральное искусство», опытом работы в Доме культуры в
должности руководителя танцевального кружка.
Методические материалы
Формой организации образовательного процесса являются: индивидуальные
занятия с солистами, изучение каких-либо танцевальных элементов под
руководством «инструкторов» (лучшие из учащихся), индивидуальногрупповые занятия (отдельное обучение мальчиков и девочек), коллективные
репетиции двух групп, концертная деятельность танцевального коллектива.
Коллективная форма проведения занятий даёт возможность более
продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил
высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить
дружбу, здоровые отношения между членами коллектива, чему способствует
дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества,
взаимопонимания и полного доверия между педагогами и детьми.
Ведущими методами обучения детей танцевальному искусству являются:
наглядный показ формируемых навыков, объяснение методики исполнения
движения, тренировочные, танцевальные и спортивные упражнения,
импровизация, танцевальная игра, развивающие этюды, танцевальные
композиции.
Все свое мастерство исполнения дети могут продемонстрировать в
танцевальных постановках, которые одновременно являются «лицом»
коллектива. Постановки должны быть направлены на раскрытие
индивидуальности детей, на воспитание этических отношений исполнителей
друг к другу, на развитие техники выразительности исполнения.
Хореографическое искусство синтетично по своей природе.
Пластика танцевальных движений (то есть зрительный ряд) и звучание
музыки (то есть слуховой ряд) воспринимаются всегда одновременно. Все
воспитанники должны не только слушать музыку, но и слышать её:
чутко улавливать образно-эмоциональное содержание, разбираться в
средствах музыкального языка, основных музыкальных формах и жанрах
знать законы музыкально-хореографической драматургии.
Программа базируется на принципах:
гуманизации:
- занятия предоставляют педагогу возможность использовать
индивидуальный подход к каждому ребёнку для оптимально возможного
усвоения программного материала;
- при организации образовательного процесса учитываются интересы,
желания, способности и возможности учащихся участвовать в тех или иных
видах программной деятельности;
- возможность корректирования репертуарного плана программы в
зависимости от уровня хореографического и эмоционального развития
танцевальной группы;
разные уровни:
- с учётом уровня хореографических данных формируется учебная группа и
осуществляется подбор репертуара;
доступности:
- программа ориентирована на всех детей, желающих заниматься
танцевальной деятельностью независимо от их способностей;
- соответствие учебного материала, танцевальных композиций возрасту,
интересам и уровню подготовленности учащихся;
систематичности и последовательности:
- курс выстроен по принципу «от простого к сложному»;
опора на пройденное при изучении нового;
- система проверки знаний, умений, навыков;
- изучаемый материал проходит несколько этапов усвоения: прослушивание
музыки - разучивание движений танца - совершенствование - закрепление исполнение танца
прочности усвоения знаний:
- постоянное возвращение к ранее усвоенным знаниям и умениям, с их
дальнейшим развитием и совершенствованием на новом, более сложном
материале;
активности и способности к деятельности:
- предполагает активную работу учащихся при руководящей роли педагога.
Принцип реализуется в процессе активной учебной, концертной и досуговой
деятельности;
принцип развития личности:
- программа предоставляет возможности для творческой самореализации
личности учащихся через концертно-исполнительскую, музыкальнотеатральную, учебно-образовательную деятельность.
Каждый принцип осуществляется в тесной связи друг с другом.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценочные материалы по формам контроля/аттестации: итоговое занятие,
концерт.
Критерии оценки:
умение ориентироваться в пространстве
правильная осанка, корпус, руки, ноги.
сценическая культура
умение работать в паре, группе
координация
Шкала оценивания:
2 балла – показатель проявляется полностью
1 балл – показатель проявляется частично
0 баллов – показатель не проявлен
Подведение итогов:
8-10 баллов - высокий уровень освоения
5-7 баллов – средний уровень освоения
Менее 5 баллов – низкий уровень освоения
Список использованной литературы
1. А. Баранов «Развитие артистизма у детей в детских хореографических
коллективах»,- М., «Дополнительное образование»,-2003, №1.
2. С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика. Музыкальное движение», М.,
«Просвещение», – 1972.
3. В. Светинская «Танцевальные постановки для детей», – М., «Музыка»,1966.
4. «Театральная энциклопедия. Классический танец», – М., Советская
энциклопедия,- 1964, с.64.
5. Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся, –
Чебоксары, 1987.
6. Эстетическое воспитание школьников, – М., Просвещение, 1994.
7. Шитикова Светлана Андреевна «Роль танца в воспитании подрастающего
поколения» https://xn--80aakcbevmvw9p.xn-8. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С.
Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002.
9. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей
и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
10. Игры в школе. - М.: ACT, 2000.
12. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
13. Суворова Т.И. танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. Вып. 2 –
СПб.: «Музыкальная палитра», 2005. – 48 с.