Раздел 1. Основный характеристики программы
Пояснительная записка
НАПРАЛЕННОСТЬ
Программа реализуется в рамках художественной направленности.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Школьный театр»
составлена и разработана в соответствии с требованиями:
АКТУАЛЬНОСТЬ
-Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области №
162-Д от 30.03.2018 «Об утверждении концепции развития образования детей на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по ДОП».
- -Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области №
136-Д от 26.01.2020 «О проведении сертификации дополнительного образования программ
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N «28»
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816"Об
утверждении
Порядка
применения
организациями
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ".
Актуальность программы направлена на поддержку «Концепции развития образования
детей на территории Свердловской области на период до 2035 года», которая была
разработана в соответствии с основным направлением "Образование" стратегического
развития Российской Федерации до 2021 года и на период до 2025 года, где одним из
основных основополагающих приоритетов есть «воспитание нового поколения граждан,
имеющих активную жизненную позицию, а так же «создание необходимых условий для
выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся,
нормативного правового регулирования системы выявления и развития молодых талантов».
В формировании потенциала личности особую роль может играть деятельность школьного
театра как специфического института социализации, включения в мир культуры в ее
основных аспектах — нравственном, эстетическом, социально-психологическом. Основные
воспитательные направления работы детского театра — это гражданско-правовое,
эстетическое, нравственное.
Театральное творчество как раз позволяет человеку пройти поэтапно процесс
творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Поэтому занятия в
«Школьном театре» позволят каждому ребёнку открыть в себе что-то неизведанное,
прекрасное, а так же воспитать талантливую личность. Для каждого участника такого
процесса актёрская игра – это не только возможность проявить себя творчески, но и
получить возможность в выборе приоритетного направления в жизни.
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по ДОП».
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
должна быть кроме всего прочего направлена на: формирование и развитие творческих
способностей обучающихся. Актуальность программы - в том, что в ней прослеживаются
межпредметные связи с различными дисциплинами: рисованием (оформление декораций,
задников), технологией (изготовление костюмов, кукол), литературой (чтение пьес,
заучивание текста, выразительное чтение басен и стихов и т.д.), физической культурой
(развитие пластики, ритмики, выносливости), музыкой (музыкальное оформление спектакля,
заучивание песен), историей (история возникновения театра).
АДРЕСАТ
Возраст: дети 8-13 лет
Характеристики
Программа ценна своей практической значимостью. В подростковом возрасте
формируются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и
правил поведения, формируется общественная направленность личности. Праздники,
фестивали, конкурсы, показ спектаклей, интерактивные игровые программы, активное
участие в массовых мероприятиях различного уровня мобилизуют умственные возможности
детей, прививают навыки самодисциплины, доставляют радость от совместной деятельности.
Дети должны вступать в жизнь с высоким потенциалом знаний, с умением использовать эти
знания на благо общества. Соприкосновение с ним помогает нравственному становлению
человека, воспитанию таких важных качеств как чуткость, отзывчивость, внимательное
отношение к людям.
Количество детей в группе: не менее 15 человек
Принцип формирования: Группа формируется по интересам, по желанию детей
Режим занятий
2 раза в неделю: 2 занятия в неделю по 1 часу.
Объём срок освоения программы
Срок: 1 год
Объём: 70 часов
Уровень программы
Стартовый уровень программы. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала/,/ минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Перечень форм обучения
Фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая
Перечень видов занятий
Беседа, лекция, тренинг, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, семинар,
открытое занятие
Перечень форм подведения итогов
Спектакль, речевой показ, контрольное занятие, исполнение миниатюр.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ
Занятия театральной деятельностью позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей,
природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием,
расширяет и обогащает его.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного
воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы
художественно-творческого осмысления мира, а это значит - задуматься о том,
что
и
зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем
показывать зрителю то,
что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр искусство
коллективное,
и
творцом
в
театральном
искусстве
является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и
есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого
воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и
приобщиться к коллективному делу.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,
позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса,
чувства ритма, пластики движений.
Школьный театр представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие
творчества школьников - дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их
театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:
- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация
заданного сюжета);
- творчество исполнительское (речевое, двигательное);
- творчество оформительское (декорации, костюмы).
Цель программы – Освоение навыков сценического мастерства средствами
театральной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучение сценической речи и основам актёрской техники.
2. Освоение терминологии театрального искусства.
3. Изучение истории театра.
Развивающие:
1.
Умение взаимодействовать с партнером.
2.
Развитие речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений
на постановку дыхания, дикции, интонации.
3.
Развитие практических навыков пластической выразительности с учетом
индивидуальных физических возможностей ребенка.
4.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
1.
Воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
2.
Формирование Духовно-нравственных ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
Разделы программы и темы
занятий
История театра
Работа актёра над собой
Сценическая речь. Речевой хор.
Сценография
В том числе
Теория
1
1
1
1
Практика
0
30
14
Всего
1
31
15
1
0
5
Речь и пластика. Речь в движении
1
22
21
Итого
Формы
контроля
Спектакль
Речевой показ
Контрольное
занятие
Исполнение
миниатюр
70 ч.
Содержание программы
1. История театраТеория: Знакомство с особенностями современного театра как вида \ искусства. Место
театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства:
драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол.
Практическая работа:
использование имеющегося художественного опыта учащихся;
творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде
искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра им.Щепкина
г.Белгород. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на
улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?».
Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятиетренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». Онлайн – экскурсия
«Современный театра» «pro.культура.рф»
2.Работа актёра над собой
Теория: Комедия масок, детский театр. Знакомство с современным кукольным
театром, актёры.
Практическая работа: Чтение пьес (детские авторы-драматурги В.Сутеев, Ш.Перро)
Образ спектакля. Поиск «зерно роли». Образ роли, техника «переживания», техника
«воплощения». Тренинги «Работа над собой». Работа над спектаклем по произведениям
Э.Успенского
Форма подведения итогов: Спектакль по мотивам произведений Э.Успенского.
3.Сценическая речь. Речевой хор
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла.
Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как
подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение:
«Я сегодня - это ...», этюды на пословицы, крылатые ц выражения, поговорки, сюжетные
стихи, картины - одиночные, парные,
групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления
речевым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на
рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь»,
Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речевым аппаратом.
Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы»,
«Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или
литературных
анекдотов.
Упражнения на превращение заданного предмета с помощью действий во что- то
другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду»,
«Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
Форма подведения итогов: Речевой показ «Слово о полку Игореве»
4.Сценография:
Теория: Создание эмоционально-пластического образа спектакля. Просмотр декораций
спектакля «Принцесса Турандот» (МХАТ), архитектоника.
Практическая работа: работа над мизансценами. Ассиметричные точки сцены.
Планшетный круг. Создание декораций в масштабе 1:100
Тренинги «Чёрный кабинет», «Фланелеграф»
5. Речь и пластика .
.Практическая работа:
Разминка
плечевого
пояса: «Ветряная
мельница», «Миксер», «Пружина», «Интонирование». «Проблемное звучание», «Удалениеприближение»
Тренинг :«Тележка», «Собачка», «Мяч», «Прыжок на месте».
Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Синхронное чтение стихов и выполнение движений.
Форма подведения итогов: Пластические миниатюры «Вредные советы»
Планируемые результаты
Освоение программы позволит обучающимся достичь следующих предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Предметные :
1. Владеют основами сценической речи и актёрской техники.
2. Знают терминологию театрального искусства.
3. Знают основные факты истории театра.
Метапредметные:
1. Взаимодействуют с партнером.
2. Демонстрируют речевую культура при помощи специальных заданий и упражнений
на постановку дыхания, дикции, интонации.
3. Обладают практическими навыками пластической выразительности.
4. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Личностные:
1. Обладает эстетическим вкусом, исполнительской культурой;
2. Совершает поступки на основе духовно-нравственных ценностей.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
Материально-техническое обеспечение
- актовый зал с музыкальной аппаратурой;
- световые фильтры, софиты;
- декорации;
-театральные костюмы;
- маски.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования с высшим образованием
«Театральная режиссура»
Методические материалы
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом
программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам театрального
мастерства. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Программа «Школьный театр» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой- либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я- концепции» и признанию себя как
уникальной составляющей окружающего мира
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной
деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий
учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных
перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации,
видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность
осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников.
Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Программа включает несколько основных разделов:
1.
Работа актёра над собой, над ролью
2.
Сценическая речь.
3.
Сценография.
4.
Сценическое движение.
5.
Работа над пьесой.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте
вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства.
Построение программы по крупным блокам тем - «Актёрское мастерство»,
«Сценическая речь», «Сценография», «Сценическое движение», «Обучение танцу и
искусству танцевальной импровизации» - даёт педагогу возможность вариативно
выстраивать работу с детьми. В работе по программе принципиально важным является
ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром,
зрителем.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценочные материалы по формам контроля/аттестации: спектакль, речевой показ,
миниатюры,\.
Обучающиеся играют спектакль, речевой показ, миниатюру.
Критерии оценки: 5 критериев : «правда роли», пластическая выразительность, творческая
фантазия, оригинальность, соответствие образу роли и спектакля…
Шкала оценивания:
«Правда роли»:
2 балла- показатель проявляется полностью
1 балл - показатель проявлен частично
0 баллов - показатель не проявлен
Пластическая выразительность:
2 балла- показатель проявляется полностью
1 балл - показатель проявлен частично
0 баллов - показатель не проявлен
Творческая фантазия
2
балла-- показатель проявляется полностью
1 балл - показатель проявлен частично
0 баллов - показатель не проявлен
Оригинальность
2 балла- показатель проявляется полностью
1 балл -показатель проявлен частично
0 баллов - показатель не проявлен
Соответствие образу роли и спектакля:
2балла показатель проявляется полностью
1 балл - показатель проявлен частично
0 - показатель не проявлен
Подведение итогов:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 баллов – средний уровень.
Менее 5 баллов – низкий уровень.
Раздел 4. Сценография
Контрольное занятие. Обучающие должны изготовить декорации в миниатюре из картона и
бумаги.
Критерии: самостоятельность, красочность, соответствие содержанию, образность, фантазия.
Шкала оценивания:
2 балла- показатель проявляется полностью
1 балл - показатель проявлен частично
0 баллов - показатель не проявлен
Подведение итогов: 8-10 баллов – высокий уровень
5-7 баллов – средний уровень.
Менее 5 баллов – низкий уровень.
Список литературы для педагога
1.
Захава Б.Е. .Мастерство актёра и режиссёра – М,1956 -188 с.
2.
Степанова Е.Н..Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.
3.
Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» М,2004- 59 с.
4. Станиславский К.С.. Работа актёра над собой. Часть 1, М: ТЦ «Сфера».-217 с.
Список литературы для детей и родителей
1. «Любовь моя, театр» (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей) - М.:
ГОУ ЦРСДОД, 2004. - 64 с.
2.«Особенности воспитания в условиях дополнительного образования» (Серия «Библиотечка
для педагогов, родителей и детей»).. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. - 64 с.
3. Никитина А.Б.Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских
театральных коллективов -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ..
1. Гоцци К. «Собрание сочинений» - М.: ГОУ, 2005 г. -301 с.