хоровое пение

Раздел I. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Программа реализуется в рамках художественной направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение» составлена и
разработана в соответствии с требованиями:
АКТУАЛЬНОСТЬ
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области № 162-Д от 30.03.2018 «Об утверждении концепции развития
образования детей на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по ДОП».
- -Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области № 136-Д от 26.01.2020 «О проведении сертификации
дополнительного образования программ для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №
533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N «28» Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816"Об утверждении Порядка применения организациями
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ".
Актуальность программы направлена на поддержку «Концепции
развития образования детей на территории Свердловской области на период до
2035 года»,
которая была разработана в соответствии с основным
направлением "Образование" стратегического развития Российской Федерации

до 2021 года и на период до 2025 года, где одним из основных
основополагающих приоритетов есть «воспитание нового поколения граждан,
имеющих активную жизненную позицию, а так же «создание необходимых
условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных
способностей обучающихся, нормативного правового регулирования системы
выявления и развития молодых талантов». В формировании потенциала
личности особую роль может играть вокальное творчество в целом и хоровое
музицирование в частности. Данный вид деятельности создает благоприятные
условия
для нравственного и эстетического воспитания обучающихся,
развивает в них трудолюбие, ответственность за общее дело, прививает чувство
прекрасного. Этим программа отвечает главной цели дополнительного
образования – воспитание личности ребенка.
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по ДОП». Образовательная деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам должна быть кроме всего прочего
направлена на: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся. Эстрадно-хоровое пение – одно из самых доступных и
эффективных способов приобщения детей к музыке, накопления
интонационно-слухового опыта, развития музыкального мышления в процессе
освоения языка музыки как звукосмыслового единства. Главной идеей
программы является коллективное творчество обучающихся, в котором, благодаря совместной эмоциональной
деятельности, появляется интерес к
музыке, потребность в ней.
Адресат программы
Программа «Хоровое пение» рассчитана на обучение детей в возрасте
7-14 лет. Заниматься по программе могут все желающие, приём детей
проводится без конкурсного отбора. Набор обучающихся осуществляется в
начале и в конце учебного года.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Данная программа учитывает психо - физиологические особенности
возраста. Для обучающихся 1 класса характерно фальцетное звучание голоса,
небольшой диапазон голоса, кроме того, голос отличается ненасыщенностью
тембра. Не у всех обучающихся есть координация между слухом и голосом.
Особое значение приобретает работа по формированию навыка чистого
интонирования. Здесь возможно заложить систему занятий и серьезное
отношение к хору. Именно в этот период формируется навык правильной
певческой установки. Для обучающихся все ново, они относятся к замечаниям

преподавателя некритически, стараясь «хорошо учиться» и выполнять все
пожелания педагога. Учитывая все эти особенности, упор в первом классе
делается на развитие мелодического слуха. Особенностью работы с
обучающимися 2 - 4 класса, становится возможность развития диапазона
голоса, развитие полетности, развитие умения слушать себя и слышать общее
звучание хора, что возможно только на одноголосных произведениях. Именно в
этот период возможна плодотворная работа над чистотой интонирования.
Детский коллектив уже начинает формироваться как единый организм и
формирование это находится в активном режиме: особое значение приобретают
навыки коммуникации, умение слышать других. Именно поэтому уже по
окончании работы младшего хора возможно введение элементов двухголосия.
Обучающиеся 5 - 7 классов отличаются тем, что здесь возможно головное и
грудное звучание. Это домутационный период, проводятся предупреждающие
мероприятия по охране голоса. Возможно формирование навыка использования
нижнеребернодиафрагмального дыхания, развивается гармонический и
мелодический слух - возможна работа над двухголосием с элементами
трехголосия. Обучающиеся, задействованные в 8 -9 классе, обычно находятся в
мутационном и постмутационном периоде. У девочек это менее заметно и
болезненно, чем у мальчиков. На начальной стадии мутационного периода все
в щадящем режиме. В период полового созревания меняется гортань,
происходят нарушения в голосообразовании. В постмутационном периоде
преподаватель сталкивается с изменившимся диапазоном и тембром голоса,
сами голоса здесь можно подразделить на сопрано, альт, тенор, баритон. Таким
образом, в развитии певческих голосов обучающихся ясно выражены три
периода: 1. Домутационный: − до 9 - 10 лет - период фальцетного
звукообразования (1 - 3 класс); − с 9 - 10 лет до мутации - период наиболее
полного выявления всех возможностей детских голосов: тембра, силы, типа
голоса (3 -5 класс). 2. Период мутации (6 - 8 класс). 3. Период возмужания
взрослого голоса (9 -10 класс). Это после мутационный период, в который еще
могут сохраняться остаточные явления мутации (неполный диапазон,
фальцетное звучание головного регистра у девушек, недостаточно
сформированные верхние или нижние ноты, неровность звучания на
протяжении всего голоса и т.д.). Голоса юношей и девушек, пройдя перелом,
продолжают еще формироваться; наряду с общим возмужанием организма,
идет дальнейшее развитие взрослого голоса.
Количество детей в группе: не менее 15 человек.

Принцип формирования: Группа формируется по интересам, по желанию
детей.
Режим занятий: 2 час в неделю: 2 занятия по 1 часу.
Объем освоения программы «Хоровое пение» составляет 70 ч. в год. Срок
реализации программы 1 год.

Уровень программы
Стартовый уровень программы. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
Перечень форм обучения
Фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Перечень видов занятий
Беседа, практическое занятие, лекция, тренинг, мастер-класс, открытое занятие
Перечень форм подведения итогов
Сдача вокальных партий, отчётный концерт.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование творческого потенциала и
музыкальных способностей обучающихся средствами эстрадно-хорового
пения.
Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих
задач:
Обучающие задачи.
1. Обучение начальным вокально-хоровым навыкам (постановка певческого
дыхания, развитие вокальных возможностей детского голоса);
2. Освоение техники вокального голоса (введение музыкальных терминов,
темпы, динамики, оттенки, знаки альтерации, ключи, регистры; нотная грамота
по системе Струве, изучение нотного стана и расположение нот на нотоносце);
3. Обучение простейшими элементами метро - ритма и ладового чувства.
Развивающие задачи.
1. Развитие творческих способностей и музыкально-эстетического вкуса;
2. Развитие эмоциональной отзывчивость к музыке.
Воспитательные задачи.
1. Воспитание навыков культурного общения в коллективе;

2. Воспитание «сценической культуры».

№

Название раздела

Количество часов

п/

теория

п
I

практика

Формы
аттестации/

всего

контроля

Певческий голос

1.1 Вводное занятие

1

1

2

1.2 Строение
голосового
аппарата,
здоровьесбережение
1.3 Вокально-певческая
установка

1

1

2

1

6

7

1.4 Упражнения на дыхание по
1
6
методике
А.Н.
Стрельниковой
II Формирование вокально-интонационных навыков

7

2.1 Звукообразование

1

4

5

2.2 Певческое дыхание

1

4

5

2.3 Дикция и артикуляция

1

3

4

1

1

2

3

4

2.4 Речевые
упражнения
III
3.1

игры

и

Музыкально-образная работа
Слушание
музыкальных
произведений

1

1.4 Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план

Сдача вокальных
партий

3.2 Работа
произведениями
отечественных
современных
композиторов

над

1

1

2

3.3 Развивающие
игры,
театрализация песен
3.4 Работа с фонограммой
3.5 Работа с микрофоном

1

1

2

1
1

12
4

16
5

3.6 Пение
a
cappella
(а
1
капелла)
3.7 Вокально-хоровая работа –
1
пение закрытым ртом
IV
Социально-культурная практика

4

5

1

2

4.1 Концертная деятельность

-

5

5

15

55

70

ИТОГО

Отчётный
концерт

Содержание программы базируется на изучении основ хорового пения.
На протяжении всего обучения формируются и развиваются важнейшие
вокально-хоровые навыки учащихся (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй,
дикция и т.д.), постепенно усложняются задачи, расширяется диапазон
певческих возможностей детей.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа
над художественным образом исполняемого произведения. При этом особое
значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой,
формой всего произведения, умение почувствовать и выделить
кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных
частей.
В работе необходимо учитывать условия нормального развития детского
голоса, поэтому все правила гигиены должны тщательно выполняться. Хрупкий
голосовой аппарат ребёнка, находящийся в постоянном развитии, требует
особого внимания и бережного отношения. От того, как будет развиваться
голос школьника, зависит качество взрослого голоса.
При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические,
физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных
группах.
В репертуаре используются преимущественно одно- двухголосные
произведения.
Содержание программы.

Тема I. «Певческий голос»
1.1 Вводное занятие.
Теория. Проведение инструктажей с обучающимися, техника безопасности на
занятиях.
Практика. Анкетирование. Прослушивание голосовых данных.
1.2 Строение голосового аппарата, здоровьесбережение.
Теория. Правила охраны детского голоса. Знакомство с новыми понятиями:
«вокальная маска», тесситура, тембр, микст.
Практика. Распевки, упражнения, пение на слоги. Контроль правильного
образования звука. Расширение звуковысотного диапазона голоса. Сохранение
дикционной активности при нюансах p и pp; выравнивание позиционного
исполнения звучности гласных. Развитие подвижности голоса.
1.3 Вокально-певческая установка.
Теория. Певческая установка. Форсированное пение. Зажатость гортани и
лицевых мышц.
Практика. Закрепление навыка правильной певческой установки. Свободное,
непринужденное состояние корпуса, гортани, лицевых мышц, исключающее
пение форсированным звуком.
1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Теория. Польза дыхательной гимнастики, как здоровьесберегающего
компонента.
Практика. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»),
мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики»,
«Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой
маятник».
Тема II. «Формирование вокально-интонационных навыков»
2.1 Звукоизвлечение.
Теория. Знакомство с новыми понятиями: открытый звук, округление звука,
основные типы детского голоса (альт, сопрано, дискант).
Практика. Распевки на различные звуки. Упражнения для развития голоса по В.
Емельянову. Интонационные упражнения.
2.2. Певческое дыхание.
Теория. Цепное дыхание. Основные типы дыхания. «Опора звука». Дыхание и
темп.
Практика. Упражнения на цепное дыхание. Развитие умения распределять
дыхание, не делать вдох одновременно с находящимися рядом хористами.
Слуховой контроль. Закрепление навыков техники дыхания - бесшумный

короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. Работа над
певческим дыханием: длинного, спокойного – в медленных произведениях,
короткого, быстрого – в подвижных произведениях. Формирование правильной
«опоры дыхания».
2.3. Дикция и артикуляция.
Теория. Формирование гласных и согласных звуков в пении. Дикция и
содержание песни. Резонирование.
Практика. Скороговорки
в
пении и
речи.
Соотношение
работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы
движений артикуляционных органов. Развитие навыка резонирования звука.
2.4. Речевые игры и упражнения.
Теория. Проговаривание правил выполнения музыкально-речевых игр и
упражнений.
Практика. Игры на формирование певчески-правильного дыхания: «Ах, какой
аромат!», «Задуваем свечку», «Надуваем шарик» «Шарик лопнул»!
«Аквалангисты!». Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса (по методике В.В.Емельянова).
Тема III. « Музыкально-образная работа»
3.1. Слушание музыкальных произведений.
Теория. Обсуждение и анализ в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
Практика. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать
достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как
профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное
собственное исполнение). Умение анализировать и кратко характеризовать
исполняемые произведения.
3.2. Работа над произведениями современных отечественных
композиторов.
Теория. Закрепление ранее пройденных понятий. Знакомство с новыми
понятиями: стиль музыки - джаз, рок; ре-мейк, импровизация.
Практика. Работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением
эстрадного вокального репертуара. Работа над словом, музыкальной и
поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и
выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных
его частей. Совершенствуется работа с учебной фонограммой «минус». Пение
произведений различных стилей и жанров.
3.3 Игровая деятельность, театрализация.

Теория. Правила ведения игры. Подготовительные движения. Создания образа
песни.
Практика. Проговаривание скороговорок. Музыкально-образные игры.
Разучивание движений для передачи образа песни. Пение в сочетании с
пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение
элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях
современных композиторов.
3.4 Работа с фонограммой
Теория. Определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
определение темпа, динамических и агогических оттенков;
Практика. исполнение песни с учетом усвоенного материала.
3.5 Работа с микрофоном
Теория. Умение работать с микрофоном, технические параметры.
Практика. Восприятие собственного голоса через звуко-усилительное
оборудование; сценический мониторинг; малые технические навыки звуковой
обработки; взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при
использовании радиосистем.
3.6 Пение а капелла.
Теория. Знакомство с новым понятием
Практика. Пение без сопровождения музыки
3.7 Вокально-хоровая работа. Пение закрытым ртом.
Практика. Упражнения закрытым ртом.
Тема IV. «Концертно-исполнительская деятельность»
4.1 Концертная деятельность
Практика. Участие обучающихся в концертах и мероприятиях школы,
родительских собраниях.
Планируемые результаты.
Освоение программы позволит обучающимся достичь следующих предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Предметные:
1. Владеют навыками вокально-хорового пения.
2. Знают музыкальные термины и нотную грамоту (темп, динамика, оттенки,
знаки альтерации, ключи, регистры).
3. Владеют элементами метро - ритма и ладового чувства.

Метапредметные:
1. Демонстрируют творческие навыки и музыкально-эстетического вкуса;
2. Владеют элементами постановки вокального голоса.
Личностные
1. Демонстрируют культу общения в коллективе.
2. Демонстрируют «сценическую» культуру поведения.

Раздел 2 Организационно-педагогические условия
Материально-техническое обеспечение
Занятия по хоровому пению следует проводить в помещении с хорошей
акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией.
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано (настроенный инструмент) или синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты
из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11.Записи выступлений, концертов.
Кадровое обеспечение:
Педагог с профессиональным педагогическим образованием, владеющие
методиками преподавания эстрадного вокала.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Методические материалы
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Методы обучения:

словесный;

наглядно-практический;

наглядно-слуховой;

объяснительно-иллюстративный;




репродуктивный;
частично-поисковый (импровизация, постановка композиции

и др.);

игровой;

метод воспитания (убеждение, поощрение, стимулирование,
мотивация и др.)
Формы организации учебного занятия:

беседа;

учебное групповое занятие;

открытое занятие;

практическое;

занятие-игра;

занятие-концерт;

тематический концерт;

индивидуальные занятия с солистами;

участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях.
Педагогические технологии, ведущие принципы и теоретические
идеи:
В основу разработки программы
положены технологии,
ориентированные
на
формирование
общекультурных
компетенций
обучающихся:

технология развивающего обучения;

технология индивидуализации обучения;

личностно-ориентированная технология;

технология компетентностного и деятельностного подхода

технология игровой деятельности;

технология коллективной творческой деятельности;

здоровьесберегающая технология.
В программу заложены принципы музыкальной методики известного
учителя-исследователя В.В. Емельянова. По его системе ежедневно десятки
тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и
это имеет положительный результат для развития здорового, сильного
выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и
оперных театров. (см. Приложение)
На каждом занятии включен комплекс здоровьесберегающих
упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой (см.
Приложение). Классические методики, которые используются при реализации

программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя,
осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и
приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы. Использование
игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их
познавательную активность.
Песенный репертуар подобран с учетом традиционных Дней,
тематических праздников и других мероприятий по совместному плану
воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Принципы педагогического процесса:

принцип гармоничного развития личности;

принцип постепенности и последовательности в овладении
мастерством пения, от простого к сложному;

принцип успешности;

принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию
здоровья ребенка;

принцип творческого развития;

принцип доступности;

принцип природосообразности - ориентация на особенности и
способности ребенка;

принцип индивидуального подхода;

принцип практической направленности.
Алгоритм проведения занятия:

настройка певческих голосов: комплекс упражнений для
работы над певческим дыханием (2 мин);

дыхательная гимнастика (2 мин);

артикуляционные упражнения (2 мин);

распевание (4 мин);

работа над произведениями (10 мин);

музыкальные игры, речевые игры (5 мин);

работа над произведениями с элементами театрализации (12
мин);

анализ занятия (2 мин);

задание на дом (1мин).
Перечень методических и дидактических материалов:
1. Музыкальные игры:
- «ЭХО»;
- «Музыкальная команда»;

- «Живое пианино»;
- «Палец у рта»;
- «Найди пакет под музыку»;
- «Пение по цепочке»;
- «Игра в учителя»;
- «SOS» (описание игр см. в Приложении № 3).
2. Портреты композиторов.
3. Иллюстративный материал к песням.
4. Ритмические карточки.
5. Презентации: «Русские композиторы», «Состав хоров», «Битва
хоров», «Школьный хор», «Виды детских голосов».
6. Каталог музыкальных носителей для слушания музыки, включающий
фонотеку, видеотеку, СД (с фонограммами (минус и плюс)

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценочные материалы по формам контроля/аттестации:
вокальных партий, отчётный концерт
Задание
Сдача вокальных партий

Отчётный концерт

сдача

Что делают обучающиеся
Поют распевки, выполняют
дыхательные упражнения (обращая
внимание на качество
интонирования), знают мелодии и
текст распевок, дыхательных
упражнений, песен.
дыхательная гимнастика;
выполняют речевые упражнения;
работают над произведением (показ
песни, работа над дикцией,
звуковедением, художественным
образом)
работают над вокально-хоровыми
навыками и передачей образа в песне.
Исполняют разученные за год
произведения на сцене,
демонстрируюя навыки сценического
общения






Критерии оценки
чистое интонирование своей хоровой партии;
умение применять в своем исполнении вокально-хоровые навыки:
дыхание, дикцию, артикуляцию и т.д.;
знание поэтического текста;
выразительное, эмоциональное исполнение хорового произведения с
учетом его стилевых особенностей
Шкала оценивания:

Чистое интонирование своей хоровой партии:
2 балла- показатель проявляется полностью
1 балл - показатель проявлен частично
0 баллов - показатель не проявлен
Умение применять в своем исполнении вокально-хоровые навыки:
2 балла- показатель проявляется полностью
1 балл - показатель проявлен частично
0 баллов - показатель не проявлен
Знание поэтического текста
2 балла- показатель проявляется полностью
1 балл - показатель проявлен частично
0 баллов - показатель не проявлен
Выразительное, эмоциональное исполнение хорового произведения с
учетом его стилевых особенностей
2 балла- показатель проявляется полностью
1 балл -показатель проявлен частично
0 баллов - показатель не проявлен
Подведение итогов:
6-8 баллов – высокий уровень
4-5 баллов – средний уровень.
Менее 4 баллов – низкий уровень.

Список литературы для педагога
1. Адищев В.И. Хоровое пение [Текст]: программа для общеобразовательных
школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического
цикла - Пермь: ПОИПКРО, 1996. – 86с.
2. Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер [Текст]: методическое пособие М.: Музыка, 1976. – 92с.
3. Емельянов В.В. Развитие голоса [Текст]: тренинг-серия «Мир
медицины- СПб.: Лань, 2000. – 123с.
4. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? [Текст]: учебное

пособие - М.: Советский композитор, 1977. – 78с.
5. Никольская-Береговая К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы
с детьми [Текст]: учебное
пособие– Береговая. - М:Музыка, 1968. –
112с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология [Текст]: учебник.
- М.: Музыка, 1997.- 142с.
7. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия [Текст]: учебник - М.:
Музыка. - М.: 1999. – 85с.
8. Соколов В.Л. Работа с хором [Текст]: учебное пособие, 2-е изд./
- М.: Музыка, 1983. – 96с.
9. Струве Г.А. Школьный хор [Текст]: учебное пособие - М.:Просвещение,
1981. – 87с.
10. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст]:
методическое пособие - СПб.: Музыка, 2000. – 124с.
11. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом [Текст]:
методические рекомендации - М.: Музыка, 1985.- 72с.
12. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой [Текст]: серия
«Посоветуйте, доктор»– М.: Метафора, 2007. – 85с.
Список литературы для обучающихся и родителей .
1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь [Текст]: - М.:Музыка, 1995. – 68с.
2. Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы [Текст]: учебник- М.:
Полиграфмаркет, 1988. – 132с.
3. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое [Текст]:
художественная литература - П.: Пермское
книжное издательство,
1975. – 64с.
4. Кочнева И. Вокальный словарь [Текст]: справочная литература - Л.:
Музыка, 1988. – 122с.
5. Битус А. Певческая азбука ребёнка [Текст]: справочная литература Минск: Тетра Системс, 2007.- 85с.
6. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки [Текст]: учебное пособие .СПб.: КАРО, 2006. – 78с.
7. Пекерская Е.М. Вокальный букварь [Текст]: справочная литература –
М.: Музыка, 1996. – 95с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».